«Термины «тенгрианство» или «тенгризм» впервые использовал казахский учёный Шокан Уалиханов, затем его применяли французский востоковед Жан–Поль Ру и Олжас Сулейменов», – напомнил Еспенбетов.
На вопрос, есть ли у тенгрианца какие–то обязанности, как, например, у мусульманина, активисты «Тенгри Эль» ответили, что преимущественно это почитание предков с периодическим посещением их могил и почитание природы, к которой нужно относиться по принципу «не навреди». И вообще, сами они говорят, что тенгрианство не совсем верно называть религией – скорее это философское мировоззрение.
Но для чего тогда нужно регистрировать тенгрианство как религию? Активист «Тенгри Эль», а по совместительству учёный-ботаник Руслан Нурханов, объяснил так:
«Честно сказать, нам самим не очень нравится слово религия. Но философию невозможно юридически зарегистрировать. У нашего государства есть определённая правовая база, и в соответствии с ней мы выдвигаем вот такую форму организации. Потому что у понятия «философское мировоззрение» в Казахстане нет правового статуса. Если бы можно было в такой или какой–то другой правовой форме распространять свои взгляды, то мы зарегистрировались бы под ней», – говорит Нурханов. Второй аспект – в случае регистрации в качестве религиозной организации тенгрианцы смогут создавать места отправления культа. Это могут быть храмы или какая-то другая форма. В тенгрианстве есть такое понятие, как тенгрилиг. Пока в Казахстане нет ни одного тенгрилига.

Руслан Нурханов. Фото: Orda.kz
Но если тенгрианство официально получит статус религии, и сами тенгрианцы построят храмы, то эти места получат и соответствующий юридический статус, а стало быть, и юридическую защиту. Хотя, как говорит Ерлан Еспенбетов, главные священные места тенгрианцев – это природные объекты, такие как гора Хан Тенгри и вообще горы Тянь–Шаня.
Ну и аспект третий – то самое единообразие среди тенгрианцев. Плюс – возможность донести до других людей, что же такое тенгрианство. Например, объяснить, что оно – не шаманизм. Активисты с сожалением отмечают, что сейчас такая путаница довольно частая. Шаманизм – это вера во взаимодействие шамана с духами, а тенгрианство – это именно мировоззрение.
При этом, как подчёркивают тенгрианцы, они не выступают против других религий, присутствующих в Казахстане. Они указывают на то, что учение об аруахах – духах–покровителях – фактически запрещает совершать что-то плохое, потому что, согласно тенгрианскому мировоззрению, отмолить его уже не получится.
«Мы не выступаем против ислама. Никто не является нашим врагом. Возможно, кто-то думает, что мы для них враги, у них есть на это право. Но, несмотря на это, мы никого себе не противопоставляем. Как организация мы не выступаем против какой–либо другой религии. Мы не говорим, что будем с кем-то бороться. Наша цель не борьба, а объединение», – говорит Руслан Нурханов. Но, как уже сказано выше, петиция о признании тенгрианства религией пока собрала очень мало подписей, а проголосовать под ней можно только до 25 ноября. Поэтому тенгрианцы пошли ещё и другим путём. Сейчас они собирают физические подписи. Всего их нужно собрать 6000, но не менее 300 в каждом из регионов. Учитывая, что из четырёх петиций, набравших нужные 50 тысяч подписей, фильтр рабочими группами прошли только две, возможно, идею со сбором подписей реализовать получится лучше.
24.08.2024
1 2