Игорь Улитин

«Термины «тенгрианство» или «тенгризм» впервые использовал казахский учёный Шокан Уалиханов, затем его применяли французский востоковед Жан–Поль Ру и Олжас Сулейменов», – напомнил Еспенбетов.

На вопрос, есть ли у тенгрианца какие–то обязанности, как, например, у мусульманина, активисты «Тенгри Эль» ответили, что преимущественно это почитание предков с периодическим посещением их могил и почитание природы, к которой нужно относиться по принципу «не навреди». И вообще, сами они говорят, что тенгрианство не совсем верно называть религией – скорее это философское мировоззрение.

Но для чего тогда нужно регистрировать тенгрианство как религию? Активист «Тенгри Эль», а по совместительству учёный-ботаник Руслан Нурханов, объяснил так:

«Честно сказать, нам самим не очень нравится слово религия. Но философию невозможно юридически зарегистрировать. У нашего государства есть определённая правовая база, и в соответствии с ней мы выдвигаем вот такую форму организации. Потому что у понятия «философское мировоззрение» в Казахстане нет правового статуса. Если бы можно было в такой или какой–то другой правовой форме распространять свои взгляды, то мы зарегистрировались бы под ней», –  говорит Нурханов. Второй аспект – в случае регистрации в качестве религиозной организации тенгрианцы смогут создавать места отправления культа. Это могут быть храмы или какая-то другая форма. В тенгрианстве есть такое понятие, как тенгрилиг. Пока в Казахстане нет ни одного тенгрилига.

Руслан Нурханов. Фото: Orda.kz

Но если тенгрианство официально получит статус религии, и сами тенгрианцы построят храмы, то эти места получат и соответствующий юридический статус, а стало быть, и юридическую защиту. Хотя, как говорит Ерлан Еспенбетов, главные священные места тенгрианцев – это природные объекты, такие как гора Хан Тенгри и вообще горы Тянь–Шаня.

Ну и аспект третий – то самое единообразие среди тенгрианцев. Плюс – возможность донести до других людей, что же такое тенгрианство. Например, объяснить, что оно – не шаманизм. Активисты с сожалением отмечают, что сейчас такая путаница довольно частая. Шаманизм – это вера во взаимодействие шамана с духами, а тенгрианство – это именно мировоззрение.

При этом, как подчёркивают тенгрианцы, они не выступают против других религий, присутствующих в Казахстане. Они указывают на то, что учение об аруахах – духах–покровителях – фактически запрещает совершать что-то плохое, потому что, согласно тенгрианскому мировоззрению, отмолить его уже не получится.

«Мы не выступаем против ислама. Никто не является нашим врагом. Возможно, кто-то думает, что мы для них враги, у них есть на это право. Но, несмотря на это, мы никого себе не противопоставляем. Как организация мы не выступаем против какой–либо другой религии. Мы не говорим, что будем с кем-то бороться. Наша цель не борьба, а объединение», – говорит Руслан Нурханов. Но, как уже сказано выше, петиция о признании тенгрианства религией пока собрала очень мало подписей, а проголосовать под ней можно только до 25 ноября. Поэтому тенгрианцы пошли ещё и другим путём. Сейчас они собирают физические подписи. Всего их нужно собрать 6000, но не менее 300 в каждом из регионов. Учитывая, что из четырёх петиций, набравших нужные 50 тысяч подписей, фильтр рабочими группами прошли только две, возможно, идею со сбором подписей реализовать получится лучше.

Игорь УЛИТИН,

www.orda.kz

https://orda.kz/my –ne –protiv –islama –pochemu –tengrianstvo –prosjat –zaregistrirovat –v –kazahstane –kak –oficialnuju –religiju –390899/

24.08.2024