К 175-летию Абая Кунанбаева (1845 — 1906)

У каждого народа есть свой гений, гордость нации, творения которого выражают суть души этого народа, чаще всего это поэты. Именно их язык остается образцовым: у русского народа — это Пушкин, у англичан – Шекспир, а у казахов – это Абай, которому в этом году исполнилось 175 лет. Почти два века прошло, но его творчество не теряет своей остроты и актуальности. Он и поныне наш современник, слава которого давно перешагнула границы Казахстана, сделав произведения культового просветителя казахского народа достоянием всего человечества.

Олжас Сулейменов, поэт, писатель:

«Абай — это учитель казахского народа, потому что он знал больше, чем все его современники и видел дальше. Поэтому его слова, не только лирика, а именно «Қара сөз», проза, назидания, были хорошим уроком, подготавливающим наш народ к будущему. Мы до сих пор его назидания до конца еще не выполнили. Одну часть мы продолжаем выполнять: дружить с другими народами, уважать их. Тогда твой народ станет уважаемым. Второй урок: заниматься активным земледелием. Хватить кочевать, выращивайте зерно, учитесь жить дарами земли. Не смогли мы это выполнить. Увлеклись своим кочевничеством до упора, пока не настал этот час, 30-е годы, когда почти все население кочевой степи чуть не вымерло. Казахи потеряли 2/3, а может и 3/4 своего населения, потому что Абая не послушались тогда. Если бы они с начала 20-го века занимались земледелием, то спаслись бы. Сколько великих людей ушло. Это интеллектуальная элита, будущие ученые, великие художники. Они не послушались своего учителя — Абая. Вот почему мы собираемся сегодня и напоминаем об этом нынешним поколениям»

Бахытжан Канапьянов, поэт, писатель:

— Гений Абая проверен временем и пространством. Почти так когда-то писала о Пушкине Анна Ахматова. Абай жил и творил в XIX веке и немного «зацепил» начало XX века. Его земная жизнь завершилась в 1904 году. Сейчас его творчество и жизнь интересуют миллионы людей по всему миру. При жизни он не увидел публикаций своих произведений, за исключением двух стихотворений в омской периодике.

После кончины великого поэта и мыслителя его племянник Какитай Искаков и сын поэта Турагул к весне 1905 года собрали стихи Абая. Мурсеит Бикейулы, обладая даром каллиграфического почерка, за месяц переписал все стихи и песни акына, собрав эти бессмертные творения, которые были в памяти и на слуху аулов Жидебая, Борли и ряда других мест, вблизи Семея.

Ученики Абая, представители зарождающейся тогда творческой интеллигенции Казахстана — Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Магжан Жумабаев и совсем еще юный Мухтар Ауэзов посвятили жизнь тому, чтобы Казахстан нашел свое достойное место в новом времени, а весь мир узнал мудрость и творческий талант основоположника казахского литературного языка Абая Кунанбаева.

И вот в 1909 году в Санкт-Петербурге вышла первая книга поэта арабским шрифтом на казахско-чагатайском языке. Весь тираж — а это было около 1000 экземпляров — был отправлен в Семипалатинск. Так началась казахская письменная литература XX столетия.