Город сдобный, в делах удобный

Владимир Проскурин

Город сдобный, в делах удобный

… Архитектурно-строительное ведомство оставалось под началом областного инженера А.П. Зенкова. В 1900 -17 гг. он исполнял обязанности начальника строительного отделения правления Семиречья. Академик архитектуры Узбекистана Г. А. Пугаченкова полагала, что ее «…отец А.А. Пугаченков по приезде в Верный сблизился с областным инженером Андреем Павловичем Зенковым, чей великолепный Собор легко стремящегося в высь силуэта до сих пор является украшением Алма-Аты. …Зенков был моим крестным отцом и, возможно, именно это обстоятельство предопределило мой дальнейший выбор профессии».

   В годы творчества коллег Зенкова,перед Первой мировой войной, наибольшее распространение получил в искусстве так называемый «ропетовский стиль» (по имени известного русского архитектора Н.И. Ропета (Петрова). При строительстве зданий использовались некоторые детали старинного русского деревянного зодчества и народного строительства, чисто декоративно, без учета их места в постройке, окружения, соответствия назначению. Строительное отделение несомненно воспользовалось этими приемами при строительстве Верного. Заботясь о поддержании репутации города, строители использовали, словно эхо минувших дней, традиции русской сибирской архитектуры.

   Верный в двадцать тысяч жителей представлял не великий город, а только одноэтажную деревеньку. Над резными крылечками крепились для солидности массивные металлические вывески «Торговый дом Г.А. Шахворостова с С-ми» или «Наследники коммерции советника Н.И.Иванова», гостиница «Европа», ресторан «Париж», кинотеатр-иллюзион «XX век». Газета «Семиреченские ведомости» не без иронии писала, что «…в условиях повальной болезни поддержать репутацию полукустарного или несостоявшегося заведения пышной вывеской с многообещающим названием следовало бы подумать о переименовании Верного в город… Реномэ». Среди капитальных построек, которые выдержали натиск стихии землетрясения, были деревянные, четырехэтажные здания мельниц верненских купцов Гавриловых и Лутмановых. И зенковский «небоскреб» высотой до 54 м Туркестанского кафедрального Собора.

    В 1913 г. строительное отделение получило архитектурно-строительный заказ на возведение выставочных павильонов юбилейной сельскохозяйственной и кустарно — промышленной выставки, посвященной 300-летию Дома Романовых. Зенкова назначили председателем 5-го отдела выставки, который объединил известных архитекторов и строителей Семиречья – Б.Х. Шлегель, С.А. Симанов, А.А. Пугаченков, И. П. Базилевич. Организаторы отвели 16 десятин земли в восточной части городского парка (ныне 28-ми гвардейцев-панфиловцев) и прилегающих к нему улиц. Было возведено 28 казенных и 15 частных павильонов. Выставка открылась 17 сентября 1913 г. (комиссар выставки С.Н. Велецкий).

    Символично, что у ворот выставки, сразу же за Кафедральным собором, поставили памятник -бюст Александру Второму, в царствование которого и были заложены успехи новой Семиреченской области. Наиболее значительными зданиями являлись Офицерское собрание, где разместили лесной отдел Семиречья. Также, образцовая школа Прокудина (перенесенная с годами на берег Алматинки и получившая ныне досадное название — ресторан «У Пугасова моста »).