
Станислав Ли
https://yandex.kz/video/preview/14485621793563866657
Необычная мозаика духовности
О книге Станислава Ли «У края небес»
Перед нами книга, представляющая избранные стихи хайку художника, переводчика и поэта Станислава Ли из Казахстана. Хайку один из самых известных типов японской поэзии получивший окончательное определение в 17 веке. Среди наиболее известных поэтов хайку – Мацуо Басё, Джоса Бусон и Масаока Шики. Мацуо Басё и его ученики обновили поэзию хайку и сумели признать её серьезной литературой. Шики считается основателем современной поэзии хайку. В том типе поэзии проявляется концентрированный момент природы, связанный с внутренними событиями поэта. Он очень часто содержит слова, относящиеся к определенному времени года, также к растениям и животным, действиям или праздникам. Читая стихи Станислава Ли, мы убеждаемся во всём сказанном. В них ключевым моментом является природа, но также и вопросы о смысле жизни, его поиске и тех маленьких деталей, которые становятся значимыми только в глазах поэта, подтверждая тем самым, что если дверь восприятия будет очищена, всё откроется человеку, как есть: бесконечно (Уильям Блейк)
так надо жить,
радуясь солнцу,
птицам и облакам!
в квадрат окна,
смотрит вселенная звёзд…
такое любопытство!
Из стихов Станислава Ли видим то, что Црнянский написал во введении к своим переводам хайку: Хайку — это комический стих прекрасного и нежного выражения, картинок, историй… Почти каждый стих поёт, восхваляет, обнимает, ласкает природу… Беспредельная буддистская, любовь и смешение своего существа с природой… Поэты хайку – художники, те, кто рисует словами; поэт хайку любит каждое движение растений и животных и в своей безграничной буддисткой любви и сострадании считается близким к насекомым, деревьям, всему, что цветёт, всему, что происходит и проходит.
Каждый стих Станислава Ли свидетельствует о неразрывной связи нашего существа с природой и любви, прославляющей каждое творение Бога.
ворон летит
над красными маками.
и ему, я рад!
зелёные холмы.
сине-прозрачные ладошки
облаков над ними!..
Что в поэзии хайку записывается момент наблюдения, нет размышления или заключения, т.е. то, что настоящий момент изображен посредством минимализма и сильных образов (впечатлений) поэтов хайку, видим из следующих стихов:
ковыль в степи,
белой радугой
гнётся на ветру!..
в горах ручей,
не умолкая шепчет,
слова из воды!..
Осознание смертности мира, хрупкость и изменчивость, одиночество человека во Вселенной, ощущение неразрывности природы и человека — вот лишь некоторые из тем, с которыми сталкиваемся, читая стихи Станислава Ли:
влюбился в жизнь
и разлюбить не в силах,
как же умирать?..
я совсем забыл,
что люди умирают…
сыплет тихо снег!
жизнь быстротечна,
говорит мне приятель,
будто, не знаю…
Сборник хайку стихов «У края небес», разделён на пять частей: Красные маки, Белый иероглиф, Иней в траве, Орнаменты на окне и Дедушкина трубка. Судя по названиям частей, можно сделать вывод, что они относятся к определенному сезону, за исключением последнего, Дедушкина трубка, в котором объединены воспоминания об умерших и радости детства, из которых исходит сила для всего, что происходит с взрослением. В таких стихах есть ностальгическая нота:
1 2