
О поэзии Ольги Шиленко
Наталья Стеблюк
Оля Шиленко, поэт, прозаик, публицист, член Союза писателей Казахстана. Те, кто любит её творчество, по-моему, с интересом прочтут эту статью. Те, кто не знает её стихов, не пожалеют, что познакомились с ними. Судите сами!
Поэт и художница Оля Шиленко родилась и выросла на берегу озера Иссык-Куль. Того самого озера, чьи воды — это воды Первичного океана, миллионы лет назад омывавшего Землю. Океан в своё время схлынул, а частица его задержалась в бессточной чаше среди гор на высоте более полутора километров. (Однако в таком случае непонятно, как на его дно, на глубину 708 м. попали останки древней цивилизации, найденные в 2008 г.). Загадочное озеро, почитаемое у местных жителей как священное. Оно дарило и дарит вдохновение многим талантливым людям, посетившим его берега. Для Оли оно — магнитный полюс творчества, точка отсчёта нравственных ценностей.
Время сбора птиц и урожая,
час паденья листьев и семян,
Месяц молодой и сыт, и пьян…
Родина, прости, я уезжаю.
Ублажила ты меня дарами,
упилась твоей я синевой,
морем, свежим бризом и травой,
чем могу воздам. Возьми стихами.
Воспою тебя я синей птицей,
как лягушка проурлю ручьём,
и, нахохлясь сереньким сычом,
буду спать,
а ты мне будешь сниться.
Тропки, кущи, ивовые руки,
чистая, глазастая вода —
обняли мне душу навсегда.
Подобно Иссык-Кулю, который, будучи озером, проявляет порой все повадки океана, пейзажи в стихах Оли Шиленко — это не совсем картины природы. Это всегда фрагменты мироздания. И при этом они служат камертоном напряжённой внутренней жизни души.
Пока рубаха взмокшая просушится,
На тамариске белым привидением,
Приляг на грудь пустыни и прислушался,
К её дыханью и сердцебиению.
Пусть колесо огромной звёздной полночи,
Скрипит себе, не торопясь, и движется,
Ещё сорвут невидимые обручи,
Бутоны, словно вспышки электричества.
Пусть продерутся меж ветвями музыки,
Пугливой радости моей олени.
Прислушайся, не говори про грустное,
Запомни эти ночи предосенние.
В её поэтической вселенной природа всегда живая и чувствующая: «приляг на грудь пустыни и прислушайся к её дыханью и сердцебиению». Для передачи душевных движений метафора возводится в квадрат: «пусть продерутся меж ветвями музыки пугливой радости моей олени». На первый взгляд, это зримая картинка с ветвями, сквозь которые продираются пугливые олени. Но на второй взгляд, олени — это олицетворение робкой радости, которая прорастает в душе сквозь сплетение других чувств, обозначенных прекрасной и загадочной метафорой «ветви музыки». Природа здесь олицетворяет душевную жизнь человека, но и душа человека тонко чувствует вибрации природы, резонирует на их зыбкость и неустойчивость. «Прислушайся, не говори про грустное. Запомни эти ночи предосенние».
Каждое стихотворение Оли констатирует как естественную данность её родство с планетой и всей на ней живностью, даже самой незначительной: жучками, бабочками, сверчками… Причем, сверчок в мире этого тотального олицетворения может оказаться в одной системе масштабирования, что и созвездие.
Сверчку сверлить небесную прямую,
в загадочный бескрайний иномир.
Слились сентябрь и август в поцелуе,
бурлит горшком магический эфир.