
Сагин-Гирей Байменов – 75 лет
https://yandex.kz/video/preview/14236134154407745989
Бывают поэты, скандально, даже шокирующе не соответствующие своим произведениям. Например, Франсуа Вийон, Артюр Рембо. Бывают такие, которые мистифицируют читателей придуманной маской загадочности или, допустим, «фам фаталь»: Зинаида Гиппиус. Бывают и те, кто скромно умалчивает в произведениях о своём героизме, как, например, лорд Байрон, эстет и романтик в творчестве, погибший в 36 лет как участник войны за свободу Греции. И есть поэты, пишущие стихи как бы своей собственной жизнью и судьбой — Маяковский, Есенин, «шестидесятники». К этим пишущим жизнью относится и Сагин-Гирей Байменов. Вот как он сам себя позиционирует.
Аристократ? Да что вы! Не люблю
вонючий ваш изысканный рокфор.
Все ваши «се ля ви» и «де жа вю»
возненавидел с некоторых пор.
И этот ваш притворный этикет,
придворные кривые штучки-дрючки.
Милее цыпки на ногах, колючки
в залатанных штанах из детских лет.
Мне это закалило плоть и дух
и отвратило навсегда от лоска
всех кабинетов, где разящий дух
карьер, продажности, низкопоклонства.
И комнаты отдельной дома нет,
куда б творцу порой уединиться.
Иду в поля, в сады… И белый свет
мне мастерская, кузница. Темница,
когда, зайдя в тупик, приговорю
себя к сраженью с внутренней разрухой…
…Нет, вы совсем не к моему двору.
И — как их там? «Аристократы духа»…
Сагин-Гирею в равной степени антипатичны и аристократия, элита потребительского общества, и чиновничество около-высших сфер, которое поэт знает не понаслышке, поскольку дважды был приглашаем на руководящие культурой должности и оба раза сбегал обратно, «на землю», в журналистику, редактуру. Две метонимии, тянущие из памяти читателей, родившихся ещё в Советском Союзе, огромный пласт ассоциаций про истинные ценности человека — а тогда они были духовными, и про счастливое детство — а оно у большинства было именно босоногим и не слишком богатым, но зато счастливым, благодаря всё тем же духовным ценностям, закладываемым в душу и родителям, и школой, и книгами, и многочисленными бесплатными секциями, и кружками.
Стержневой темой гражданской лирики Сагин-Гирея являются современные реалии Казахстана в его связях с миром и временем. Поэт неустанно, с разных сторон осмысливает стремительные события последних лет. «Мангыстау», «Кантар», «Памяти Арона», «Круговорот властей в природе», «Башне Кок-тобе», «Нобелевка», «Наджибулла (к 34 годовщине вывода войск из Афганистана)» — названия, как заголовки газетных статей. События не просто констатируются, а осмысливаются с позиции диалектического материализма. Причём у музы поэта Байменова в руках не свиток и кифара, а фонендоскоп и сканер. Так уж устроено его социальное зрение, что под любым гримом и маскировкой оно фиксирует проблемы, несовершенства, недоработки. Диагностический нерв поэта безошибочно угадывает каждую из болевых точек и моментально начинает сканировать, насколько эта точка угрожает свести на нет позитивный эффект события или усилия по устройству нового, справедливого, процветающего общества.