Пожалуй, одной из самых главных достопримечательностей южной столицы Казахстана, бывшего города Верный, а ныне Алматы является Свято-Вознесенский собор в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Многие алматинцы почитают его Восьмым чудом света. И не удивительно – это второе, а то и первое в мире по высоте деревянное сооружение. Недаром ЮНЕСКО в 2004 году включило его в свой именной список, объяснив это тем, что «Свято-Вознесенский собор города Алматы является уникальным памятником архитектуры, а проект его реставрации представляет собой достойный пример научного творчества, обеспечившего сохранность его архитектурной ценности и исторической значимости».
В 2007 году Собору исполнилось сто лет, и 15 и 16 сентября торжественными православными службами – всенощным бдением и Божественной литургией он отметил свой вековой юбилей. О перипетиях строительства, о легендах и мифах, которые бытуют все годы его существования, и пойдет речь.
…Тишина мирной зимней ночи была разбужена глухим подземным рокотом. Жалобно завыли собаки. Полуодетые люди выскакивали из домов, падали на выскакивающую из-под ног землю. С диким ржанием рвались с коновязей лошади. В загонах и хлевах метались испуганные овцы и ошалевшие коровы. Надсадный гул временами взрывался пушечным треском полувековых тополей, от самого комля напрочь раздираемых змеящимися земными трещинами. Шла ночь 22 декабря 1910 года, ночь второго катастрофического Верненского землетрясения.
Сквозь редкие облака месяц освещал мечущиеся фигурки людей. В Пушкинском парке церковный сторож со страхом – «Свят, свят, свят!» — крестился на покачивающуюся колокольню и тёмную фигуру всадника, что бешеным галопом кружился вокруг собора с громкими возгласами – «Стоит! Стоит!».
«Тронулся», — подумал про себя сторож и вдруг признал в бесседельном всаднике областного инженера Андрея Павловича Зенкова, возводившего собор…
Такова одна из первых легенд. В несколько ином варианте её преподнес Дмитрий Снегин в романе «Утро и два шага в полдень», описав, как Зенков во время землетрясения прибежал к собору, чтобы удостовериться — его детище выдерживает натиск стихии.
До сих пор подавляющее большинство алмаатинцев утверждает, что собор является авторским творением Зенкова, как архитектора. Так убежденно передается из поколения в поколение. В далёком-далёком детстве я слышал это от старшего брата, и только с годами узнал имя настоящего зодчего. А совсем недавно и догадался, кто породил удивительно стойкий миф о том, что в городе Верном не только Собор, но и все самые красивые здания были построены «архитектором» Зенковым.
Убедиться в этом мне помогли наши краеведы Александр Гордеевич Воронов и Неля Аубакировна Букетова, предоставившие уйму выписок из достоверных архивных материалов. Да и самый известный знаток верненско-алматинской истории Владимир Проскурин в свой очередной наезд из Берлина в феврале 2007 года на прямой вопрос об авторстве собора мне ответил: — «Ну какой Зенков архитектор, он великолепный строитель, военный фортификатор!». Тем не менее, в недавно вышедшем «Своде памятников архитектуры Алматы» приведена его справка, где многозначительно написано — «собор возведен по проекту архитекторов К. Борисоглебского и С. Тропаревского, военного инженера А.Зенкова и Н.И.Степанова».