Цветная фотография в городе Верном в начале прошлого века

Валерий Коренчук

https://yandex.kz/video/preview/16323148784251685730

— Помилуйте, какая цветная фотография в начале ХХ века! – недоумённо воскликнет читатель. – Цветная, да ещё в городе Верном, где-то у черта на куличках, на самой окраине Российской империи. Бог с вами! Сто лет назад? Да, пожалуй, тогда ещё и чёрно-белой то не было!

Спешу обрадовать. Было и то, и это. Но всё по порядку.

Интригующий звонок

В году этак 1993/1994, когда мы работали в редакции газеты «Столица», мне позвонил наш знаменитейший алматинский краевед, Владимир Проскурин и сообщил, что он побывал в семье потомков верненско-ташкентского купца, Никиты Пугасова, и видел у них альбом со старинными фотографиями. Там были снимки пугасовских родственников, их друзей и знакомых — купцов Шахворостовых, городского головы Быкова. Проскурин был чрезвычайно удивлен, что среди семейных реликвий обнаружилась стеклянная пластинка с чудесно сохранившимся цветным изображением. По семейному преданию, один из родственников, то ли брат, то ли дядька Пугасова, был заядлым фотолюбителем.  Именно он и сделал этот цветной снимок в 1911 году.

— Наверное, раскрашенная от руки. Но такая тонкая работа! — восторженно кричал в трубку Володя. – Ты можешь мне это переснять?

— Конечно могу, давай адрес, выберу время, заскочу.

— Нет, они тебя одного не пустят. Только со мной.

Тут для читателей, особенно молодых, необходимо первое историческое отступление. Двадцатые и особенно тридцатые годы прошлого века были годами разгула революционных и сталинских репрессий, вакханалией вандализма и уничтожения памяти о купеческо-дворянских родовых связях. За вполне безобидный снимок родственника в чиновничьей форме с царскими наградами могли быть серьезные неприятности. А если форма была военная, то немудрено было и загреметь в места не столь отдаленные.

Наученные горьким, а порой и смертельным опытом соотечественников, люди прятали такие фотографии по сундукам, чердакам, чуланам. А то и просто сжигали. Наверное, и этот пугасовский альбом сохранился только потому, что более полувека его никому не показывали.

Тяжеленный, с изысканно переплетающимися барельефными лилиями на литом красномедном окладе и толстенными листами-страницами, в прорези которых вставлялись фотографии на паспарту самых различных форматов. У них тогда были свои названия – кабинетный, бижу, визитка, полувизитка. И на каждом паспарту виньетка с именем фотографа. В основном это были работы известного верненского светописца Абрама Лейбина, на обороте которых красовалась рекламная обманка – «Фирма «Лейбин и сыновья» существует в г. Верном с 1865 года». Хотя само понятие «город Верный» появилось лишь спустя два года, а фотограф Лейбин приехал в наши края и того позже, только в 1873 году.

Видимо, у Пугасовых были какие-то особые отношения с Лейбиными, так как на заре 20 века в Верном были популярны фотосалоны и других мастеров светописи — Алексея Голубева, Иосифа Махницкого, Алексея Костюгина. О географии друзей Пугасова можно было судить по фирменным виньеткам иногородних фотографов – Булгак, Овчаренко и Цеховский из Москвы; Назаров, Немцович, Николаи из Ташкента; Иванов из Омска, Ейруш из Порта Петровск.