Хроники Верного. Прекрасные двигательницы прогресса

Евгения Морозова

www.ratel.kz Аналитический интернет портал

Исторические примеры женских сообществ конца XIX-начала XX века

Нам, жителям XXI века, век XIX кажется тёмным и патриархальным. Мы уверены, что у женщин того времени было только два пути – замуж или в монастырь. И что уж тут греха таить — в основном это так и было, права и обязанности большинства женщин ограничивались домашними делами и воспитанием детей. Но именно XIX век положил начало расширению границ женского влияния.

И сегодня, в Международный женский день, хочется говорить не о проблемах, а о достижениях, вспомнить исторические примеры того, как это было именно у нас, вспомнить женщин, которые даже в эпоху всеобщего самодурства показывали пример свободы и независимости.

Надо сказать, что XIX век вообще принёс огромные изменения в социально-культурном положении, полиэтническом составе, демографической ситуации во всем мире. Именно этот период характеризуется и стремлением женщин всех сословий стать образованными, а не просто грамотными, участвовать в общественной жизни, принести пользу не только своей семье, но и всему обществу. Повсеместно тогда открывались просветительские общества для женщин, всевозможные кружки, дамские комитеты.

Настоящие наши героини – первые казахские учительницы, это они несли свет знаний, их имена сейчас навсегда вписаны в историю страны.

Хусни-Жамал – дочь казахского султана. Окончила Казанскую земскую школу. Сначала училась дома у братьев. Возраст примерно 25 лет. Красивая и приятная в общении, такой девушки в Орде больше нет, она одна… По-русски говорит очень чисто. Выделяется исключительной сдержанностью. Сейчас она решила посвятить себя делу русской школы», — вот что писал инспектор министерства просвещения по Букеевской Орде ВОЗНЕСЕНСКИЙ в своём отчёте в 1897 году о Хуснижамал НУРАЛЫХАНОВЕ – дочери Зулкырнайына Шокеулы НУРАЛЫХАНОВА (на снимке она в центре). Позже, когда Хуснижамал открыла первую школу для казахских девочек в Орде, Вознесенский отправлял ей учебные пособия и книги. Уже будучи замужем, она писала статьи для газеты, где давала советы молодым учительницам. Думаю, ей было очень непросто, и нам, нынешним, даже невозможно представить те сложности, с которыми пришлось ей столкнуться – непонимание чиновников, отсутствие учебников… Но прогресс уже было не остановить.

И так было во всём мире. Города, уезды, волости казахского степного края не были исключением, о чём есть возможность прочитать в газетах того времени.

В 1904 году в газете «Туркестанские ведомости», к примеру, появилась статья «Женский профессиональный труд», в которой, в частности, были такие строки: «Время расставило на свои места и в корне изменило взгляды представителей высшего сословия по отношению к женщине, теперь женщины имеют возможность доказать свой вклад в развитие общества не только физическим, но и умственным трудом». Там же приводится такая статистика: в Туркестанском губернаторстве в 1904 году на разных должностях находились 50 женщин-учителей, 18 чиновниц почты и телеграфа, 80 секретарш различных администраций, 32 кассирши, две фельдшерицы-акушерки, 18 женщин-сестёр милосердия общества Красный крест.