
Бигельды Габдуллин
(Отрывок из исторического эссе «Великое кочевье»)
Абылай-хан едва ли нуждается в адвокатуре. Когда стоишь на привокзальной площади Алматы-II, одной из красивейших в южной столице, и смотришь на конную статую Абылай-хана, вопреки столь привычному скепсису и наперекор одолевающей тебя суете, испытываешь невольную гордость за то, что ты казах, что ты частичка народа, в котором рождались великие люди.
От подножия конной статуи в сторону гор берет разбег одна из главных магистралей мегаполиса (об этом, в частности, свидельствует история трансформации ее названий) — проспект Абылай-хана. В 40-50-е годы прошлого столетия это был проспект Сталина — в то время вождя всех времен и народов. С развенчанием культа личности магистраль обрела название, основополагающее для советской империи, — проспект Коммунистический. И то, что ныне этот проспект носит имя Абылай-хана, тоже неслучайно и, согласитесь, говорит о многом.
Тем неожиданней было для меня обнародованное в Интернете мнение об Абылай-хане одного из молодых соотечественников, профессионального историка, человека радикальных взглядов и крайне независимого в своих суждениях. Во-первых, мне (и всем нам) он напомнил, что в 2011 году — трехсотлетие со дня рождения Абылай-хана; во-вторых, поверг в сомнение вопросом: Почему все же именно Абылай стал нашим главным национальным героем?
«…Можно сколько угодно потешаться над соседями, но они все же на место дедушки Ленина «посадили» таких действительно значимых персонажей истории, как Исмаил Самани или Тамерлан. А казахи почему-то избегают лишней популяризации таких фигур, как Урус-хан, Едыге бий, Барак-хан, Абулхаирхан (шейбанид), Касым-хан, Хакназар-хан, Тауекелхан. Хотя это были повелители всей казахской Степи и реально значимые персонажи международной истории. Абылай в сравнении с ними всего лишь… полевой командир какой-нибудь.
Да, он отличался огромной личной храбростью, был невероятно хитер. Обладай я достаточным художественным талантом, обязательно написал бы о нем авантюрно-приключенческий роман. Но разве этого достаточно? Ведь того же д’Артаньяна или Робин Гуда, несмотря на всю их популярность, никто не провозглашает главными героями Франции и Англии соответственно»…
Так вот неожиданно мне довелось оказаться в тисках между Абылай-ханом и д’Артаньяном. Вообще то, иронизировать можно по любому поводу. Но то, что Абылай-хан фигура харизматичная и сверхпопулярная в народе — факт неопровержимый. Даже в сравнении со всеми вышеназванными воистину великими людьми, за исключением разве что Абулхаирхана (шейбанид), к нему у меня отношение особое…
Хотелось бы заметить, кстати, что фильм «Кочевник» задел лишь верхушку айсберга, то бишь биографии Абылая, ибо это такая толща детективных импульсов и столько в ней романтических мотивов, что Вальтер Скотту не пришлось бы скучать. Да и Дюма-отец, доберись он в своих путешествиях до казахской Степи, одарил бы своих читателей «развесистой клюквой», для которой нашел бы здесь благоприятную почву. Не исключено, что Абылай-хан в интерпретации великого французского романиста потеснил бы самого д’Артаньяна.