– Объясните, пожалуйста, кого точно вы имеете в виду? Тех, у кого есть этот дар или весь наш народ?
– Те, у кого есть касиет, это и есть народ, это мы с вами. Это естественная природная духовная элита, которая обладает магическим даром, она способна влиять положительным образом на развитие народа в целом. Если люди принимают этот дар, то они приходят в гармонию с природой, с самим собой, с обществом и помогают и себе, и народу. Если они не принимают его, они страдают сами и, так как они не исполняют свою миссию, страдает и весь народ.
– Чем закончился курултай?
– Я доволен результатами. Мы привлекли многих спикеров, в том числе из других народов. Феномен шаманства признан учеными уже давно. В Алматы уже многие годы официально существует Центр народной медицины. Территория тенгрианства огромна – это вся Евразия с центром в Алтае, который по праву считается духовной колыбелью всего мира.
– А как к этому отнеслись официальные органы? Они вам мешали, наблюдали, запугивали?
– По инерции, еще с назарбаевских времен, есть негласный запрет. Допустим, если я обращусь с тенгрианским проектом на телевидение, мне откажут. С другой стороны, есть сбалансированная позиция у руководства страны. К примеру, существует уже Tengri news, фестиваль
Spirit of Tengri, и даже был какое-то время одноимённый банк. В общем, никто прямо не препятствует, но есть исламисты во власти, которые практически борются с тенгрианством. К примеру, Бекболат Тлеухан – одиозная личность, лидер исламистов, радикал – будучи замминистра культуры, открыто препятствовал созданию музея на Иссыкских курганах в связи с тем, что они являются… языческими памятниками. То есть он осознавал, что это тенгрианское святилище, но, поскольку казахи считаются мусульманами, объект финансироваться не будет. Но время все расставило по своим местам, музей существует и принимает 300 тысяч человек в год.
Исламисты не в силах препятствовать тенгрианским идеям, никто этому не может помешать, потому что это народная вера.
– Но может ли тенгрианство стать полноценной альтернативой исламу?
– Смотря на какой территории. На территории Казахстана – безусловно, и далее восточнее – безусловно. Тюрко–монгольские кочевники, являющиеся по природе сынами Вечного Синего неба, несут в себе – в своей культуре, идеологии, мировоззрении, менталитете, традициях глубочайшую метафизическую основу тенгрианства. И это невозможно прикрыть какими–то ярлыками, упаковать в исламский или христианский пакеты. Мы являемся тенгрианской цивилизацией, и она сейчас возрождается на наших глазах, несмотря на отсутствие финансирования и политической воли. Потому что Тенгри – верховное божество, создатель этих миров, поставил тюрков царями над этим миром, и тысячи лет мы исполняли эту функцию. В последние столетия наша миссия была поставлена под сомнение. Это такое временное циклическое недоразумение. Но сейчас все возвращается на круги своя, и любимые сыны Тенгри, тюрки, монголы, кочевники Великой Степи, вновь обретут свой истинный путь, и вернут гармоничную связь со своим природным началом. Это неизбежный процесс, никто с этим ничего не может сделать.