Французский банкир и филантроп Альберт Канн задумал в 1920-х годах создать всепланетный архив цветных диапозитивов и направил несколько десятков фотографов на пять континентов. Более пятидесяти тысяч стеклянных автохромных пластинок до сих пор хранятся в аккуратных деревянных ящичках, в которых собраны чарующие виды пятидесяти стран.
В конце концов, дошли цветные пластинки и до города Верного.
Эпоха «Автохрома» продолжалась ровно четверть века и закончилась в 1932 году, за три года до того, как фирма «Кодак» выпустила трехслойную цветную пленку «Кодахром», разработанную двумя любителями, музыкантами по профессии, Леопольдом Маннесом и Леопольдом Годовским. Но это уже другая история.
Постскриптум
Как бы развивалась цветная фотография и просто чёрно-белая в городе Верном, не будь революции и гражданской войны – Бог ведает. Сколько бы зримых образов сохранилось для потомков, остается только догадываться и сожалеть. Потому что следующие цветные фотографии, по моим сведениям, появились здесь, в городе с уже новым именем Алма-Ата, спустя долгих сорок лет.
Прежде всего, этим мы обязаны инженеру-фотолюбителю Виталию Федоровичу Билькову, патриарху художественной фотографии Казахстана. С каждым годом всё большую ценность приобретает его цветной снимок, сделанный 9 марта 1953 года в день похорон Сталина возле памятника вождю, который возвышался перед оперным театром. А в те годы редкие корреспонденты ТАСС работали на цветной пленке. Даже фотокорреспондент журнала «Советский Союз» Михаил Николаевич Галкин перешёл на цвет спустя несколько лет. Помнится, в 1955 году он снимал наш судомодельный кружок Дома пионеров будто бы на обложку журнала. Заставил нас всех сбегать за пионерскими галстуками – снимок-то цветной. Правда, мы себя в журнале так и не увидели.
Среди первых «цветников» Алма-Аты следует помянуть Юрия Георгиевича Яневского и Бориса Израилевича Подгорного. Это уж в начале 60-х в цвете стали работать Иосиф Будневич, Кайрат Мустафин, Герман Линкевич, Юрий Куйдин. Сейчас, в эпоху цифровой фотографии всех мастеров и не перечесть.
Примечательно, что всесоюзную и мировую известность в цветной фотографии заслужили, прежде всего и больше всего, работы алматинских фотолюбителей. Список наград, начатый серебряной медалью Билькова в Италии в 1969 году, продолженный золотой медалью Розанова и Печканова в 1972 году, насчитывает сейчас 15 международных премий «За социалистическое фотоискусство», 5 Гран-при, десяток золотых и около сотни других наград. Почему у фотолюбителей? Это тема особого разговора.