Цветная фотография в городе Верном в начале прошлого века

Опыты Беккереля в 1860-х годах усовершенствовал племянник ещё одного из отцов фотографии, Нисефора Ньепса, изобретатель, Ньепс де Сен-Виктор. Российский фотограф Сергей Левицкий, бывший в то время во Франции, рассказывал, как Сен-Виктор повёл его на крышу Луврского музея, где находилась лаборатория, и на ярком солнечном свете сфотографировал пёстро разодетую куклу. На серебряной пластинке получилось полноценное цветное изображение. Но вскоре от солнца оно стало тускнеть и выцветать. Только в 1867 году на выставке в Париже появились снимки Сен-Виктора, всё-таки сохранявшие цвет.

Первым, кто получил по-настоящему цветные отпечатки, был один из ведущих французских ученых и изобретателей в области фотопроцессов Луи Дюко дю Орон. В 1863 году он предсказал все теоретически возможные варианты получения цветного изображения. Однако только через пять лет оформил патент на изготовление снимков в натуральных цветах, а ещё через год представил опытные образцы. Его способ был чрезвычайно трудоемок. Съёмка производилась на негативные чёрно-белые пластинки последовательно, через три светофильтра основных цветов – красный, зелёный, синий. Получались цветоделённые негативы. Затем с них печатались позитивные изображения на так называемой пигментной бумаге. Причем пигменты, то есть красители, брались тех же цветов. Эмульсионные слои двух окрашенных отпечатков в тёплой воде отслаивались от бумаги и переносились на третий. При тщательном совмещении получался цветной снимок. Каково! Попробуйте хотя бы представить, сколько на это уйдет сил и времени.

К концу столетия, с заменой стеклянных пластинок на фотопленки способ Дюко дю Орона был чуть изменен Зенгером Шефердом. Печать с цветоделённых негативов производилась на пленки с хроможелатиновым слоем, их отбеливали, окрашивали в соответствующие цвета, совмещали, окантовывали в стекло и получали цветной диапозитив. Естественно, по трудоемкости это было почти то же самое, а посему большого распространения ни тот, ни другой способ не получили.

Историки фотографии утверждают, что было зарегистрировано несколько сотен способов получения цветного изображения, прежде чем появились цветные пластинки «Автохром» братьев Люмьер.

Волшебные пластинки братьев Люмьер

То, что братья Огюст и Луи Люмьер в 1895 году, обойдя знаменитого Эдисона, изобрели кинематограф, пожалуй, знает каждый школьник. А вот то, что им принадлежала целая эпоха в цветной фотографии, да ещё не когда-нибудь, а на заре XX века, известно редкому знатоку фотоискусства.

Но в 2007 году исполнилось ровно сто лет, как фабрика фотопластинок и фотобумаг, основанная их отцом Антуаном Люмьером, стала выпускать стеклянные пластинки, на которых весьма просто можно было получить прямое цветное изображение.

Идея, которой воспользовались братья Люмьер, была высказана ещё прозорливым Дюко дю Ороном. Если перед обычным чёрно-белым эмульсионным слоем поместить мозаичный трёхцветный растр, то можно получить цветоделённый чёрно-белый негатив. Если с него сделать контактный отпечаток, на который наложить такой же мозаичный фильтр, то при тщательном совмещении можно было бы получить вполне приличный цветной снимок. И такие растры из перекрещивающихся цветных полосочек-царапин наносились на пленку или выпускались съёмными. Они были регулярными, то есть расстояние между линиями было одинаковым и неприятно заметным для глаза. К тому же они были весьма дорогими и, самое главное, их надо было точно совмещать со снимком. Впервые их применили Доноу и Джоли.