Цветная фотография в городе Верном в начале прошлого века

Я переснял все содержимое альбома, и мы попросили хозяйку показать фотографические принадлежности, сохраненные как память о предках.

Принесла коробку – глаза разбежались. Прищепки для подвески пленки, патрончики и флакончики от проявителей допотопных, то есть еще до первой империалистической войны немецких фирм, фарфоровая кювета для проявки, мерные черпачки для развески химикатов и, наконец, картонная коробочка с развалившимися истертыми углами и стеклянной пластинкой внутри. Старинный, почти вековой давности диапозитив или, как сейчас говорят, слайд. На просвет видна дородная женщина в пёстром цветном платье. Краски яркие, сочные, насыщенные. А ведь пластинке более восьмидесяти лет.

— Ну? – спрашивает Володя.

— Никакая не раскраска. Настоящее цветное фотографическое изображение.

— Это в 1911-м то году?

— Что ты удивляешься, ведь цветное фотоизображение появилось гораздо раньше чёрно-белого.

Начало начал

История любого открытия — это любопытнейшее переплетение загадок, тайн, озарений и разочарований. Как говорили классики: — «Трудно искать чёрную кошку в абсолютно тёмной комнате. Особенно когда не знаешь, есть она там или нет». Когда-то именно так начиналась фотография. Все многочисленные опыты делались на ощупь, на авось, на вдруг получится.

Как это ни кажется невероятным, но цветное изображение исследователи получали задолго до 7 января 1839 года — официального дня рождения фотографии. Так, швейцарский учёный, Жан Сенебье, ещё в 1782 году наблюдал синее окрашивание хлористого серебра под воздействием фиолетовых лучей. В 1810 году немецкий физик, уроженец Риги Томас Зеебек облучал солнечным спектром слой из хлопьев хлористого серебра и получал на них довольно близкие соответствующие цвета. Но зафиксировать их ему не удалось.

Вы не задумывались, почему фотография рождена всё-таки чёрно-белой? Ведь изображение в камере-обскуре, которое так вдохновляло изобретателей, было цветным и передавало всю красочную палитру окружающего мира.

Мне кажется, вопрос не только в тогдашней неизведанности, непредсказуемости и сложности самого фотографического процесса, а в том художественном опыте, что на заре девятнадцатого века уже накопило человечество. Помимо живописи, с её полнозвучной цветной палитрой, существовали различные виды монохромной графики – гравюра, офорт, литография. Они весьма успешно и завораживающе передавали всё цветовое богатство одними чёрно-белыми линиями, пятнами и обладали особой, порой чарующей прелестью. Поэтому один из отцов-изобретателей фотографии, Жак Луи Манде Дагер, получив первые чёрно-белые результаты, в восхищении решил, что это уже достаточно хорошо и это уже можно показывать человечеству. Да чего греха таить, для многих чёрно-белая фотография и сейчас является гораздо привлекательней нынешней, не столько цветной, сколь обезумевше цветастой.

Охота на цвет

Всеобщий триумф дагерротипии – первого фотографического процесса на серебряных полированных пластинках вызвал небывалый интерес к фотографическим изысканиям. И если в области чёрно-белой фотографии дела по усовершенствованию шли успешно, цвет оставался камнем преткновения на долгие-долгие годы. Многие добивались появления цветного изображения, но ухватить его за хвост, закрепить, так и не удавалось. В 1840 году, английский химик и астроном Джон Гершель, затаив дыхание, наблюдал, как на хлорсеребряной бумаге, предварительно зачернённой на солнце, возникали под действием солнечного спектра основные цвета – красный, зелёный, синий. В 1847-1849 годах французский физик Антуан Эдмонд Беккерель на хлорированных полированных серебряных пластинках получал относительно стойкое цветное изображения. Его уже можно было рассматривать при слабом освещении, и оно долго сохранялось в темноте. Это был прототип интерференционного метода, разработанного спустя десятилетия, Габриелем Липманом, удостоенным впоследствии, кажется, в 1908 году Нобелевской премии.