Хроники Верного. Прекрасные двигательницы прогресса

Конечно, женщины трудились в других областях: были швеями, продавщицами, занимались сельским хозяйством. Это были наёмные работницы, получающие зарплату.

Были среди наших продвинутых соотечественниц того времени и предпринимательницы. Купчиха ГАВРИЛОВА, к примеру, зарекомендовала себя вполне успешной, как бы сейчас сказали, бизнесвумен. В 1910 году от безвременно почившего супруга она унаследовала табачную фабрику (ту самую, которая до недавнего времени располагалась на месте торгового центра на нынешней Макатаева-Сейфуллина). У ГАВРИЛОВА, между прочим, были сыновья, но всё своё имущество он оставил супруге, а не им. А она, 50-летняя энергичная особа, полученное не только сохранила, но и приумножила – фабрика и магазины исправно работали, приносили немалый доход. А позже она построила самую крупную вальцовую мельницу в городе. Мельница после революции была национализирована, конечно же. А в 1921 году была снесена селевым потоком, уничтожившим полгорода. На её месте сейчас стоит станция канатной дороги рядом с Дворцом Республики.

А у татарского купца ГАБДУЛВАЛИЕВА, владельца большого торгового дома «Исхак Габдулвалиев и сыновья» в семейном бизнесе наряду с упомянутыми в названии фирмы сыновьями работали и дочери. И не просто работали, но и участвовали в благотворительных акциях, в том числе занимались организацией женского медресе. Школа для девочек действовала при татарской каменной мечети в доме самого купца Габдулвалиева.

На снимке: Габдулвалиевы

«В ней в 6 классах учились 115 учениц – 93 татарки, 12 казашек, 7 уйгурок и 3 узбечки. Обучение девочек велось по книгам, изданным в Казани, и было платным: богатые горожане платили по 8 рублей в год, люди среднего достатка – по 4 рубля, дети из малообеспеченных семей обучались бесплатно. Преподавали в женской школе три учительницы. Старшей по статусу, но не по возрасту была 20-летняя Афифа ДЕВЛИКАМОВА, супруга муллы. Вторая – Мариам ЯКУБОВА, мещанка из Чистополя, была женой учителя мужской гимназии Шакира ЯКУБОВА. И третья – Ашраф Джамал БЕКЧУРОВА, 40-летняя вдова из верненских мещанок. Мариам Якубова окончила Уфимскую медресе, две другие учительницы получили домашнее образование. Каждая получала жалование в размере 240 рублей в год», — это из замечательной книги алматинки Альфии ХИСАМУТДИНОВОЙ «Значимые люди татарской диаспоры города Верного».

Таких примеров много – в нашем городе, да и во всём Семиречье стали появляться образованные женщины с активной жизненной и гражданской позицией, которую они всячески демонстрировали обществу, делая его лучше.

Как следствие этих процессов на казахской земле, которая в ту пору входила в состав Российской империи, начинает стремительно развиваться женская благотворительная деятельность.

Благотворительность, кстати, — это тоже одна из больших инициатив XIX века. Конечно, добрые люди были во все времена, и свои хорошие дела они делали и раньше, но как явление благотворительность стала ярко проявляться только в 70-80-е годы XIX века. И большую роль в развитии благотворительного движения сыграли именно женщины. Хотя женские права были явно в то время ограничены, законодательно им запрещалось голосовать и избираться, но их социально-правовой статус постепенно менялся. В 1900 году вышел специальный Указ министерства внутренних дел о приёме женщин на государственную службу. До этого в степном генерал-губернаторстве женщин в чиновницы не брали… Новый указ «сломал» систему: женщины, имеющие высшее и среднее образование, могли служить в госаппарате в чине 8 классов. Конечно, дадено это всё было не просто так, а после борьбы. Надо отметить, что в то время численность мужчин в регионе Туркестанского и Степного генерал-губернаторства значительно преобладала над численностью женщин. К примеру, по данным переписи населения 1897 года, в городах в городах Верный, Жаркент, Капал, Лепсы, Пржевальск, Пишпек проживало 35 291 мужчин и 25 643 женщины.