***
«Народ беззащитен. Народ – бишара. У него хлеб будут отбирать, а он ничего не сможет поделать. Кому как не вам заступаться за него?» — обращение к писателям на заседании ПЕН-клуба.
***
Женщине, ухаживающей за больным мужем: «Байың сенің тұлау бойы тұнгышың, ал сен болсаң бір нәрсе болса қызыл танау болып жүкресің» (Муж у тебя что твой первенец. Чуть что кидаешься, сломя голову, раздувая ноздри).
В следующий раз, справляясь о здоровье мужа: «Бақпағың қалай?»
***
А однажды вдруг с тоскливой, с щемящей мечтательностью Абе тихо пропел-прохрипел:
Рбашыға барсам-ау,
Жағасында жатсам-ау,
Сар сазанын сорсам-ау,
Ыңыранып ән салсам-ау!
Эх, поехать бы в Рыбачье (Иссык-куль)
Поваляться бы на берегу,
Полакомиться бы жирным сазаном,
Да потихоньку песню напевать!
Песня Жамбыла, которую он выдохнул-спел, напомнила «…И как бы я наслаждался шоколадным мороженым!..» из последнего послания великого Габриэля Гарсиа Маркеса: ценить каждое мгновение жизни, любить жизнь и знать, что «…каждый хочет жить на вершине горы, не догадываясь, что истинное счастье ожидает его на спуске…»
***
Как и Сейдахмет Куттыкадам, который в своем эссе «Послания патриарха» упоминает Чехова, высказавшего сожаление по поводу того, что нет у нас для Толстого своего Эккермана, я глубоко пожалела, что у Абе тоже нет своего. Что ни слово, то жемчужина, что ни мысль – то откровение. Нанизать бы их на нить памяти…
Умит Тажкен. Член Союза писателей РК,
член Международного Казахского РЕN-клуба
