«Коммуникабельность, способность мгновенно входить в контакт с малознакомым человеком практически любой профессии. И редкий дар не просто «разговорить» собеседника, заставить его думать вслух, но – умение слушать и слышать», – так Арцишевский пишет о «последнем из могикан» – Камале Смаилове. Эту оценку можно смело отнести и в адрес самого автора очерка. Сам о себе он говорит: «Я интересен тем, что пишу об остальных». Что же, пожелаем ему, как говорят казахи, «жақсылығы қайтсын» – пусть воздастся сторицей.
Все его очерки оригинальны, они несхожи меж собой, как и люди, о которых пишет автор. Адольф Альфонсович трудоголик. Это изнурительный труд — собирать материал и готовить еженедельно целую полосу в одну из центральных газет, причём, не оставляя своего творчества — ни стихов, ни прозы. Шестьдесят очерков только в книге «Портрет современника в интерьере эпохи». Адольф Арцишевский сам говорит об этом:
Я даже не веду дневник –
Поймите, некогда, ей Богу!..
Мелеет памяти родник,
В былое позабыл дорогу.
Тиски быстротекущих дней
И неизбежные цейтноты…
И беспощадней, и родней
Сиюминутные заботы.
Седьмой десяток разменял,
Но неотвязней, туже путы…
Вы помолитесь за меня –
Даже на это нет минуты.
Но ведь он втайне рад этому, он не может по-другому. «Надо бы выпустить книгу покойного Виталия Старкова, да никак не выберу время» – сокрушается он. Патриарх журналистики даст фору молодым, он полон энергии, идет в ногу со временем – заглядывает в Интернет как в свою личную библиотеку.
И как знакомы человеку творческому эти метания: есть мысли, есть чувства, но слова ложатся не те, и надо продолжать писать. Надо продолжать, и они найдутся эти слова — искренние, достойные:
О, Господи! Дай силы мне понять
То, что понять я не имею силы.
Без ропота беду принять,
Будь то грабёж или могила.
Дай разум — до последних дней,
Чтоб осознать свои потери.
Перед уходом стать добрей
И, уходя, не перепутать двери.
Опять заложницей у слова
И мимолетной красоты
Душа моя беспрекословно
Мостит воздушные мосты
И снова, словно подмастерье,
Робея в дерзости своей,
Стою, испуган и растерян,
Что опрометчиво посмел
Коснуться тайны, что укрылась
В ещё не найденной строке,
Осознавая и бескрылость,
И слепоту в немой руке…
Но вопреки сомненьям снова –
Банальной рифме вопреки! –
Пульсирует и дышит слово
В тисках родившейся строки.
Чтобы жить в гармонии с самим собой, находиться в радужном настроении, необходимо, оказывается, все время быть в работе. А работа – это творчество (если отнестись соответственно, творчески). И только тогда даётся Свыше эта особая сила, эта тихая радость – жить в ладу с самим собой.
Умит ТАЖКЕН,
член Союза писателей РК,
член Международного Казахского РЕN-клуба