Материал передан из готовящейся к изданию книги воспоминаний, выступлений и публикаций «Так было…» Олжасом Сулейменовым специально для альманаха «Литературная Алма-Ата»
О Бауржане Момышулы
Есть несколько человек, под влиянием которых формировался мой характер, образ мыслей, отношение к миру. Порой достаточно одной-двух встреч, чтобы на всю жизнь «заразиться» человеком. Процесс формирования личности сложен: в нем принимают участие на равных и литература, и история, и современники. Я буду счастлив, если мне удастся в этой книге рассказать откровенно и точно, как человек влияет на человека. Свойства одних облучают тебя через толщу времени (например — Чокан), другие воздействуют непосредственно, в обиходе.

В этой книге мне не обойтись без Бауржана Момышулы.
…Я знал его давно, с детских лет, с того дня, когда прочел «Волоколамское шоссе». Потом я узнал его лично и в общении открывал в нем новые и новые черты, которые не зачеркивали литературный образ, врезавшийся в сознание.
Трудно ему пришлось. Трудно быть литературным героем и жить среди своих читателей. Читатель в большинстве любит историю, но не всегда согласен увидеть в живом современнике черты исторической, легендарной личности. Слишком много бытовых подробностей наслаиваются на его репутацию. Тем более, когда этот человек из легенды сам способствовал тому, чтобы быть героем анекдотов.
После войны полковника Момышулы пригласили читать лекции в Московской военной академии. На первой лекции присутствовал и сам начальник учебного заведения, генерал. После лекции он пригласил вновь испеченного преподавателя себе в кабинет. «Все прошло хорошо». – сдержанно похвалил нового преподавателя генерал. «Замечания есть?» — волнуясь, спросил Бауке. «Есть одно. Акцент немного мешает», — сказал начальник. «Акцент?» — спросил недавний фронтовик и неожиданно перешел в атаку – Пошел на хер! Акцента нет?». И покинул академию навсегда.
Бауке с его эксцентричным характером сумел вызвать в народе весь диапазон чувственных реакций: мы уважали, мы восхищались, мы смеялись, мы гордились. Некоторых он заставлял злиться, страдать, но и сострадать. У единиц он вызывал чувства подлые, у большинства – благородные.
В один из весенних дней я встретил его в Союзе писателей. Бежал по лестнице, он меня остановил и в своей безапелляционной, командирской манере сказал: «Поедешь со мной!» — «Куда, Бауке?» — «На Кубу!».
До сих пор жалею, что какое-то дело помешало мне выполнить его приказ. Предыстория его поездки такова. Советские журналисты брали интервью у Рауля Кастро. На вопрос: «Какие из наших военных героев наиболее популярны на Кубе?» — министр обороны этой страны ответил, не задумываясь: «Чапаев и Бауржан Момышулы». Книга Александра Бека «Волоколамское шоссе» читалась на Кубе не только как художественное произведение, но и как учебное пособие в военных училищах. Узнав, что Бауржан Момышулы – не выдуманный литературный герой, что он жив и сам пишет, Рауль Кастро передал через журналистов приглашение Бауржану Момышулы посетить Кубу.