Очерк Ерулана Канапьянова посвященный памяти Кенеса Дуйсекеева и Шомишбая Сариева

Такой пример. Есть замечательная казахская песня «Бұл-Бұл» («Соловей»). Её исполняет Бибигуль Тулегенова (бесконечно почитаемая мной), но «Бұл-Бұл» также исполняет и Майра Мухамедқызы, и Нуржамал Усенбаева, и сотни других разного ранга и мастерства певиц. И будут исполнять певицы следующих поколений. А истинным творцом все-таки является, человек, кто написал эту песню. В данном случае это Латиф Хамиди.

Я к чему это веду. Да к тому, чтобы при рассмотрении кандидатур на получение Госпремии приоритет был все-таки у творцов – поэтов, композиторов, художников. Я не говорю, что не надо присуждать премии тем же певцам или музыкантам. Я говорю о приоритетах. А в итоге получается, что у нас некоторые оперные певцы, дирижёры стали лауреатами Госпремии, не достигнув и сорокалетнего возраста, а Кенес Дуйсекеев и Шомишбай Сариев, чьи песни поёт народ, дожив до 74 лет, много раз выдвигаясь на эту награду, так и не удостоились её…

В среде самих поэтов бытует мнение, что поэты-песенники как бы «подмастерья» от поэзии. Это далеко не так. Во всяком случае к творчеству Шомишбая Сариева это не относится.

Давайте вспомним:

«Бақыт тұнған күндер-ай,
Жұлдыз тамған түндер-ай.
Өзiн күә өмiрде,
Кiмдер өттi, кiмдер-ай
Атамекен-ай!»

Эти поэтические откровения и без музыки вызывают волнение. А когда проникновенные стихи сливаются с прекрасной музыкой и вдохновенным исполнением, то это и есть настоящая, истинная ПЕСНЯ. Наряду с «Атамекен», безусловно, такой песней является и «Қарағымай». Но именно в исполнении Нурлана Онербаева.

Это произведение, исполненное Димашем, с точки зрения многомиллионной аудитории слушателей и своеобразностью певческой подачи, конечно, добавляет много престижа и авторам, и даже в целом стране. Но звучание этой песни в исполнении Нурлана Онербаева меня ещё раз убеждает в том, что песня – это душа народа…

В заключение хочу сказать несколько слов о Шоке не как о поэте, а просто как о человеке. Это был добрый, благонамеренный, с весёлым нравом человек. При этом мог и умел, как говорят, расслабляться. При общении много шутил. Помню, как он один раз пришёл ко мне на работу. Когда он зашел в кабинет, там уже находился мой дядюшка Шота Валиханов. Шомишбай-аға тут же произнёс: «Помни, Ерулан, у нас в стране только два великих Шоке, и они оба сейчас у тебя в кабинете. Поэтому заканчивай на сегодня работу и накрывай стол».

Я возражать не стал, и мы, перейдя через дорогу, устроились в уютном кафе…

Шомишбай Сариев ушёл из жизни 15 февраля, а ровно через два месяца 15 апреля ему должно было исполниться 75 лет. Я планировал написать статью о нем, как эссе-поздравление с юбилеем, но получилось так, что сейчас пишу эти строки в память о нём.

Пусть память о нем будет доброй и светлой…

Ерулан Канапьянов. Президент Евразийского Фонда культуры
Почетный профессор Казахской национальной
 академии искусств имени Т. Жургенова,
Член Союза композиторов Казахстана