Второй курс – это время, когда надоевшие натюрморты наконец-то уступают место живой натуре. Но, если не позвать своих знакомых, то позировать посадят старушку или старичка. Как сказал кто-то из наших, глядя на обнаженную бабушку: «Это не тело, это драпировка!».
Студенты-художники относятся к обнаженной натуре очень спокойно. Они не видят человека. Они видят костную структуру, натягивают на неё мышцы, потом кожу, затем стирают кости резинкой, чтобы не просвечивали. Когда Франкенштейн готов – его покрывают штриховкой.
Как-то я пропустила занятие по пластической анатомии, рисовали череп. Мне этот череп дали домой, чтоб наверстала. Конечно, он был пластиковый. Я положила его в рюкзак поверх конспектов и красок. В автобусе ко мне подошёл контролёр и спросил билетик, тогда ещё были билетики. Куда я его сунула, совсем забыла. Пошарила по карманам– нету. Открыла рюкзак. Там сверху лежал череп, под ним ничего не видно. Пришлось достать. «Ой, подержите, пожалуйста, я сейчас найду…» Контролёр побелел и выскочил из автобуса.
Мухтар приносил наброски людей пачками, раскладывал их перед преподом и шепелявил: «А вот это сестрёнка моя, это вот братишка». Анвар Сакенович перелистывал штудии, морщился, отбрасывал, пока не находил в них алмазное зерно. Удачный набросок, один из тридцати, он показывал всей группе и говорил назидательно:
– Воот! Видите? Фор-р-ма – стр-рашная вещь!
Муха не понимал, почему его работу называют страшной и спрашивал меня на перемене: «Полина, а почему он так сказал? Ему понравилось или нет?»
Анвар Сакенович учил нас в каждой фигуре находить каркас, конструкцию. Он утверждал с горячностью, что ваза – это прообраз человека. Она содержит те жегеометрические тела, что человеческий таз, или грудная клетка. Мы смеялись. Муха внимал, поправляя раковинки слухового аппарата, чтобы ничего не пропустить.
В голове не укладывалось, как Мушенька может говорить по-английски со своей Дженни, у которой косметическая фирма. Чёрт! Я рисую оливковое дерево за триста «зелёных» американке, которая вышла замуж за шепелявого глухого художника из села Карасу!
