
Ольга Борисовна Маркова
16.12.1963 – 05.12.2008
Воспоминания об Ольге Борисовне Марковой
Мне трудно представить, какой была бы современная русскоязычная литература Казахстана без Ольги Борисовны Марковой – так как абсолютное большинство имён в ней тем или иным способом, напрямую или опосредовано, связано либо с ней лично, либо с деятельностью созданного ею фонда «Мусагет» или позже — «Открытой литературной школы Алматы», продолжившей дело фонда. Так же трудно мне представить и себя, как автора, именно в том виде, в котором я сформировался и существую. У Ольги Борисовны я учился редактированию своих текстов, определенным стилистическим приемам, на её лекциях фактически прошёл краткий курс филологии, во многом благодаря её рекомендациям и спискам «для обязательного чтения» формировались мои литературные вкусы.
Я познакомился с ней в середине 1990-х годов – в довольно тяжёлое и какое-то не слишком радостное время. Казалось, что все вокруг заняты экономическими проблемами и собственным выживанием. Небольшая квартира, с бесконечными полками и стопками книг от пола до потолка, самодельный газетный разворот с рассказами и стихами — первый номер «Аполлинария», и вообще занятия литературой в целом в то время – создавали ощущение совершенного эскапизма от серых будней. Но через несколько лет «Аполлинарий» станет полноценным литературным журналом с цветной обложкой – и при том одним из наиболее актуальных и интересных в Казахстане, представляющим «новую волну русскоязычной литературы» — которая сформировалась также благодаря Ольге Марковой, литературным мастер-классам и различным мероприятиям фонда «Мусагет».
Фонд «Мусагет» был создан в 1997-м году и проработал до смерти Ольги Борисовны в 2008-м году. За эти 11 лет было сделано очень много: выпущено около 20 литературных «Мастер-классов» — алматинских и региональных, в которых участвовали авторы из других регионов Казахстана, издано более 15 книг, создан литературный портал «Мусагет» и сайт поэтического конкурса «Магия твёрдых форм и свободы», запущена виртуальная галерея произведений казахстанских художников, проведено неисчислимое количество творческих встреч, семинаров, филологических бесед, и все эти 11 лет регулярно выходил литературный журнал «Аполлинарий». Всё это было создано не только благодаря удивительной работоспособности Ольги Марковой, но и её дружелюбию, радушию, вниманию к окружающим, и в результате — способности привлекать и объединять вокруг себя множество единомышленников и энтузиастов. Почти всегда, когда я приходил в фонд «Мусагет» — встречал там волонтеров, сотрудников фонда, каких-то гостей – дружелюбную и интересную компанию. При этом всегда царила доброжелательная и деятельная атмосфера. Решались какие-то творческие вопросы, обсуждались ближайшие мероприятия, тексты ближайшего номера «Аполлинария», какие-то книги и произведения. Эта атмосфера и привлекала в фонд самых разных людей, иногда даже не связанных с литературой и искусством.
Больше всего меня всегда поражала удивительная работоспособность Ольги Борисовны. Помню, она не раз говорила мне: «Можете звонить до глубокой ночи – я всё равно работаю», рассказывала о том, как ей звонили авторы и в час, и в два ночи, и она часами обсуждала с ними редактуру их произведений для публикации в журнале. А с утра ей уже нужно было вести дела в Фонде. И кроме этого – преподавать и работать над собственными произведениями. Некий парадокс – но эта её сила, выносливость и работоспособность ощущались даже на физическом уровне, несмотря на хрупкость её небольшой фигуры и инвалидность.
1 2