После успешного воплощения образа Оспан батыра, мастер продолжил восстанавливать звенья в цепи исторических событий. В следующей картине «Дарабоз» Канатбек Чагиев представил нам еще одну выдающуюся фигуру национальной истории.
Известно, что Кабанбай батыр пользовался особым авторитетом и уважением у Абылай хана. После Шаганского сражения возле Шынгыстау, когда Кабанбай батыр прорвался сквозь вражеские ряды, вдохновляя казахское войско к наступлению, Абылай хан назвал его «Ханом батыров», «Дарабозом» – Непревзойденным.
Данную картину можно рассматривать как истинно реалистичное изображение батыра. Проницательный взгляд выразительных глаз на красивом, мужественном лице завораживает своей решимостью и благородством. Кабанбай батыр изображен сидящим верхом в седле – этот символический союз отражает неотъемлемую часть казахской истории и культуры, где конь воспринимается не просто как средство передвижения, но как верный соратник, источник силы и выносливости. Динамичность произведения усиливается использованием серых оттенков, что создаёт эффект напряжения и движения, оживляя композицию. Серебристый блеск шлема и латы всадника, колчан для стрел и сбруя коня отражают твёрдый и воинственный характер образа.
Картина «Гунны. Мөде қаған» изображает основателя гунской империи Модэ. Согласно сохранившимся легендам, Модэ в целях создания перед дальними походами мощного войска, где каждый воин бы беспрекословно подчинялся его приказам, в то жестокое время пошел на публичное и показательное уничтожение близких ему людей, в том числе членов его семьи.
Смотря на картину, становится очевидно, что ее автор тщательно разработал каждую деталь: флаги гуннов развеваются на ветру, оружие, будь то топоры, луки, мечи или копья, изображено с выдающейся детализацией. Всё полотно пронизано атмосферой воинственности, где сама степь кажется напряженной и готовой к предстоящим битвам, а каждый колосок словно замирает перед жестокостью сражений, в которых предстоит участвовать воинам.
В своих картинах Канатбек Чагиев становится созерцателем и интерпретатором окружающего мира, он стремится не просто изобразить природу, но и показать ее неразрывную связь с человеческой жизнью.
Такие его работы, как «Жайлау», «Дождь пошел», «Этюд», «Аже», «У юрты» и другие, воплощая в себе дыхание живой природы, приглашают зрителя окунуться в мир спокойствия и гармонии степи, величия гор, таинственности лесов, подчеркивают атмосферу ожидания явлений природы, показывают взаимоотношения людей с окружающей действительностью и сам внутренний мир человека.
Отдельная сторона творчества Канатбека Чагиева – это портреты известных людей. В настоящее время художник работает над созданием галереи портретов выдающихся деятелей науки и культуры Казахстана. Несколько его работ из будущей галереи представлены на внутренней обложке данного номера альманаха.
Канатбек Чагиев – многогранный художник, который несет глубокую ответственность перед искусством и художественной культурой, что проявляется в каждом его произведении. Он смело направлен в будущее, однако умело сохраняет связь с корнями, традициями и наследием предыдущих творцов. Его произведения являются своеобразным мостом между прошлым и будущим, а его творчество – это живое доказательство того, что искусство способно создавать и открывать новые измерения в миросозерцании через живописные полотна художника.
Марьяна Айдарова

1 2