Истории о свято-вознесенском соборе, о его создателях и о легендах и мифах города Верного

Краевед, Неля Аубакировна Букетова, в своей книге «Алма-Ата и алмаатинцы» приводит факсимильную копию письма епископа Туркестанского и Ташкентского, Дмитрия, от 25 февраля 1911 года со сведениями о пострадавших от бывшего, 22 декабря 1910 года, землетрясения в зданиях церквей и других постройках по епархиальному ведомству. «В самом здании собора выбито стёкол оконных до ста пятидесяти штук, выброшена одна тепловая рама, осыпалась штукатурка, поломана местами иконостасная резьба. Сброшены на пол и разбиты четыре иконы, из коих одна стоит тридцать два рубля. Погнуты два подсвечника сильно. Из паникадила выброшены свечи. Из ризничного шкафа выброшен и погнут дискос. Крест на колокольне согнут у основания и совершенно наклонился вниз; несколько согнут крест на юго-восточном куполе; цепи на крестах порваны. Колокольня собора дала осадок и накренилась на юг. Железные болты на скрепах главного купола порваны и выдернуты с мест. Ущерб исчислен в 400 руб.».

В далеком детстве мы были зачарованы самой романтичной легендой – таинственными рассказами о подземных ходах, идущих от собора к архиерейскому дому и зданию канцелярии губернатора. О том, как преосвященный Пимен сумел уйти по ним от чекистов и унести и спрятать церковные драгоценности. Мой друг Олег Лушник, живший во время войны в архиерейском доме, превращенном в своеобразное семейное общежитие, рассказывал, как после пожара в киностудии, во время которого на подворье залетали металлические коробки с плёнкой, во дворе стали рыть новую мусорную яму. На метровой глубине наткнулись на бетонную плиту. Под ней оказалась какая-то тёмная комната. Но на мальчишек, наладившихся юркнуть туда, прицыкнули и закопали снова. Время было опасное.

В середине 1990-х, когда вопреки постановлению Совета министров Республики Казахстан №1182 от 25 ноября 1993 года «Об организации Алматинского государственного историко-архитектурного и мемориального заповедника» на месте архиерейского подворья начали строить Сити-банк, ещё раз обнаружили остатки подземной галереи.

Ещё раньше, в 1973 году, когда по распоряжению Брежнева реставрировали собор, строители находили якобы начало хода, в котором лежали церковные принадлежности. Вход забетонировали. Пытались ли исследовать – осталось тайной.

Остатки подземного хода к канцелярии губернатора (в последнее время там был военный госпиталь) я сам пытался найти в его развалинах. Примечательно, что предыдущий аким Алматы В.В. Храпунов не раз торжественно обещал, что здание будет восстановлено и в нем разместится музей истории нашего города. В год 150-летия нашего города здесь начали рыть котлован, но не под музей, а под очередной элитный жилой дом. Экскаваторщики ничего необычного не обнаружили.

Да и по зрелому рассуждению, зачем сто лет назад был нужен подземный ход. Правителям мирским, в отличие от нынешних, тогда опасаться было нечего. Террор народовольческий, поразивший столицы России, к 1890 году был окончательно подавлен. Большевистский, несмотря на революционные события 1905 года, еще не начинался. А духовным лицам в то время опасаться было еще рано.