Истории о свято-вознесенском соборе, о его создателях и о легендах и мифах города Верного

Епископ Туркестанский и Ташкентский, Григорий, настаивает, чтобы новый храм вмещал не менее полутора тысяч молящихся и был «не столь роскошным, сколько удобным». И 2 ноября 1894 года губернатор Иванов отдаёт предписание: «Поручаю эту работу, т.е. составление проекта и сметы г.г. Борисоглебскому и Нарановичу совместно».

Константин Аркадьевич Борисоглебский (1861-1920) окончил в 1883 году Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В городе Верном с 1890 года. В 1892-93 годах совместно с инженером В.Н. Бруснецовым построил Больше-Алматинский станичный собор. Как архитектор был на хорошем счету и в духовных, и в светских кругах.

В декабре 1894 года Борисоглебский, в то время занимавший должность младшего архитектора строительного отделения Семиреченского областного правления, докладывает Иванову: «10 декабря приступил к исполнению возложенного на меня Вашим Превосходительством поручения по проектированию Собора». А областной архитектор Николай Петрович Наранович садится за составление эскизов 4 января 1895 года.

Но стройка началась почти через десять лет. Что же делали все это время господа архитекторы? Для собора почти ничего, оправдывались занятостью другими текущими делами. Грешным делом, как предполагают некоторые, по простой причине – указание начальства не сулило дополнительного авторского вознаграждения, а выкраивать время за счет уплотнения текущих работ не очень хотелось. А дело с собором стояло.

«Ввиду 3-летней медлительности техников Строительного отделения в составлении проекта и сметы, я полагал бы: предложить им исполнить эту работу в течение 2-х месяцев, а если они этого исполнить не могут, то теперь же поручить это дело инженеру Носовичу или городскому архитектору г. Гурдэ…» — это уже вышел из себя Осташков, вице-губернатор Семиречья.

К его мнению 19 апреля 1898 года присоединяется и Иванов: «Конечно, было бы желательно, чтобы план и постройка Собора остались за г. Гурдэ, знания, опытность и вкус которого могут служить порукой в том, что Собор будет прочен, обойдётся недорого, выстроится скоро и по своему внешнему виду станет украшением городу Верному. Надо переговорить с г. Гурдэ и исполнить желание Преосвященнейшего Аркадия. Наши г.г. строители все ссылаются на обилие работ, находящихся у них на руках, а потому я полагаю предпринять ходатайство самое усердное о передаче дела постройки Собора г. Гурдэ, в случае, разумеется, его согласия на эту работу. В этом деле важно также иметь в виду и голос общества, являющегося собственником денег, отчисленных на постройку Собора и собранных со всей России в пособие пострадавшему от землетрясения городу Верному. А голос этот, как кажется, на стороне Гурдэ».

Павел Васильевич (Поль Базиль) Гурдэ вполне заслужил эти добрые слова. В 1888 году он создал изумительную по красоте Знаменскую часовню в память жертв землетрясения 1887 года, снесенную по недомыслию большевиками-атеистами в 1930 году. А в 1891-1892 годах на собранные по подписке деньги по своему проекту построил детский приют с не менее красивой домовой Александро-Мариинской церковью в русско-византийском стиле во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и Равноапостольной Марии Магдалины. (Пятикупольная церковь была разобрана в 1927, когда приют перестраивали под первый в Алма-Ате Дом правительства. Сейчас в этом здании возле Соснового парка находится музей города.)