Истории о свято-вознесенском соборе, о его создателях и о легендах и мифах города Верного

Увы, по документам дело обстоит не совсем так, или вовсе не так. Из переписки, что хранится в Государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, следует, что существовало два отдельных самостоятельных проекта – Константина Аркадьевича Борисоглебского и Сергея Константиновича Тропаревского. Из них Синодом был одобрен проект Борисоглебского. А имя Андрея Зенкова в сих документах вовсе не упоминалось. Откуда же взялись утверждения о его авторстве? Разгадок, на мой взгляд, несколько.

Во-первых, в истории города существовало в разные годы два Зенковых, причастных к архитектуре и строительству. Знаменитый Андрей Павлович (1863-1936), военный инженер, окончивший в 1893 году Николаевскую Инженерную академию, и его отец Павел Матвеевич (1831-1915), ныне уже почти неизвестный «вольный архитектор», как именовалось в те времена, когда-то (1877-1882) даже избранный первым городской головой (по-европейски мэром) Верного. Со временем в памяти людской эти два конкретных человека слились в одно лицо, вобравшее в себя достоинства и дела обоих. Вот как это, по-моему, произошло.

После того, как в мае 1871 года в Туркестанском крае была создана архиерейская кафедра, встал вопрос о постройке в Верном кафедрального собора. Тогда первый и самый знаменитый военный губернатор Семиреченской области Герасим Алексеевич Колпаковский сформировал первый Комитет по постройке собора. Члены этого Комитета, Павел Матвеевич Зенков и начальник Семиреченской инженерной дистанции, инженер-полковник Николай Иванович Криштановский, составили проект первого кафедрального собора. Несмотря на серьёзную критику архиерея Софония о малости будущего храма (всего на пятьсот человек) и отсутствии детальной проработки конструкций и узлов, строительство началось (ориентировочно на месте нынешнего мемориала Славы) и ни шатко, ни валко шло до 1884 года. Прослужить собору довелось недолго, 28 мая 1887 года он был разрушен первым катастрофическим верненским землетрясением. Но в памяти многих осталось, что Зенков проектировал кафедральный собор, а вот какой Зенков и какой собор, первый или второй, забылось. К тому же, сейчас редко кто знает о существовании двух соборов. Даже весьма скрупулезно относящаяся к достоверности и точности, газета «АиФ Казахстана» 19 сентября 2007 года, в юбилейной статье «Удивлять и радовать» объединила два события, сообщив читателям: «Проекты рассматривали неимоверно долго: обсуждение, утверждение и согласование заняло почти 40 лет — комитет по постройке кафедрального собора был создан в конце 1860-х, а стройка началась в 1904 году».

На несколько лет вопрос с возведением на месте развалин нового храма застопорился. Туркестанский преосвященный Неофит считал: «Необходимо первее всего построить церкви: приютскую и тюремную… Лишь после постройки сих церквей можно будет, разумеется, при благоприятных обстоятельствах, дать движение делу Кафедрального собора».

Только 8 марта 1894 года уже третий после Колпаковского военный губернатор Семиреченской области, генерал-майор Г.И.Иванов, запрашивает генерал-губернатора Степного края Таубе о возможных источниках финансирования соборного храма. Тот незамедлительно разрешает «израсходовать из шестидесяти тыс. рублей капитала, оставшегося от пожертвований на пострадавших от землетрясения в 1887 году, — 20 тыс. рублей на больницу и 40 тыс. рублей на постройку собора».