Когда все технологии станут доступными, мы увидим продолжение «Иглы» в жанре научной фантастики?
Этот прогресс произойдет гораздо быстрее, чем нам иногда кажется. Думаю, через пять-десять лет мы сможем создавать фильмы без участия огромной съемочной группы и устаревших способов съемки. Да, попробуем, если доживем.
Каков процесс создания сценария для вас? Как Вы выбираете проекты? Вы как-то сказали, что за веб-сериалами будущее. Есть ли у вас планы, связанные с выходом на крупные стриминговые площадки?
Да, есть. Меня сериалы привлекают тем, что они помогают глубже погрузиться в драматургию истории, потому что ты не ограничен полутора-двумя часами экранного времени. Это большая форма. Если фильм по его объему и соответственно принципу изложения можно сравнить с повестью или рассказом, то веб-сериал, если провести параллели – это роман. Большая форма, где могут существовать и переплетаться множество параллельных линий, и каждую из этих линий можно развивать очень глубоко.
Сериал требует более глубокого погружения в личность персонажа. В полнометражном фильме просто недостаточно времени для этого. Ты можешь создавать яркие, запоминающиеся персонажи, но ты не можешь раскрыть их так глубоко, как это позволяет большая форма сериала. И этим меня он очень привлекает. Тем более, я занимаюсь изучением драматургии уже давно.
Тот же анимационный проект «Бату», о котором я уже упоминал, изначально возник как сериал. Конечно, подобный сериал, действие которого происходит в 13-м веке, еще и на разных территориях и странах – от Китая до Западной Европы – требует колоссальных денег по сравнению с анимацией. Но я не оставляю эту идею. И, если сейчас у нас получится анимация, и вызовет достаточный интерес, я продолжаю лелеять надежду, что она вырастет превратится в большой игровой сериал.
Проект этот трехэтапный. Первый этап мы уже прошли и сделали полнометражный документальный фильм «Бату» с учеными из разных стран мира. Второй этап – анимация, она планируется как полный метр, 80 минут, я думаю, больше и не нужно. И третий, как я надеюсь, – финальный сериал. Но его невозможно снять только при участии Казахстана, это может быть только международный проект.
Следите ли Вы за новыми тенденциями и именами в отечественном кинематографе? Есть ли для Вас перспективные молодые режиссеры? Какие фильмы Вы бы отметили?
Опять же, как режиссер и кинематографист, я не занимаюсь оценкой работ своих коллег, эти вопросы я оставляю киноведам и кинокритикам. Я предпочитаю этим не заниматься. Я с интересом смотрю на все, что происходит. Как кинематографист, я больше обращаю внимание на то, что ближе мне. Что можно было бы интегрировать в свою работу, что обогатило бы собственный опыт и собственные произведения. При этом качество картины не играет для меня решающей роли. Я даже могу с интересом смотреть худшие фильмы в истории кино и что-то черпать из них. Я не «высоколобый», как бы, кинематографист и художник.
И напоследок, Ваши советы, возможно, наставления молодому поколению кинорежиссеров, которые работают и стремятся создавать хорошее кино.