Одно не подменяет другое, разные способы восприятия сливаются в фильме вместе. Для меня было очень важно, чтобы фильм получил аутентичный, уникальный звук. А на Казахфильме была бедная фонотека шумов, которые кочевали из картины в картину. К звукоряду относились как к иллюстрации происходящего на экране, плюс несколько песен и инструментальной музыки. А для меня это неприемлемо. Для меня звук – отдельное существо, которое неразрывно связано с изображением, и не менее самостоятельное, живущее по своим законам.
Поэтому, в конце концов, мы решили сделать следующее: раз в библиотеке нет достаточного выбора, значит, наберем звуки из окружающей среды. Помимо естественных фонов и синхронных шумов, должна быть и звуковая среда. А звуковая среда, которая нас окружала в то время – радио и телевидение. И мы договорились с Влазневым, что он просто запишет подряд несколько кассет с разными передачами по радио и по телевидению. Потом сели и несколько дней выбирали то, что подойдет. Начали вставлять, и многое хорошо легло. Первая чистовая сборка «Иглы» по звуковому ряду была супернасыщенной, местами очень смешная, мы нахохотались от души. Но по трезвому размышлению она стала казаться излишне фарсовой, и мы начали ее «дисциплинировать». В результате сделали то, что есть сейчас. Наверное, в фильме осталась десятая доля того, что мы туда поначалу напихали. И тем не менее, все равно звукоряд звучит как-то революционно, хотя мы создавали реальную звуковую среду, в которой жили, и которая где-то совпадает с изображением, а где-то уходит в контрапункт.
Как Вы относитесь к ныне популярным нейросетям и искусственному интеллекту, начавшим «воскрешать» умерших актеров? Вы, наверное, слышали, что для фильма «Назад в Эдем» сейчас «воскрешают» Джеймса Дина. Если в мире начнут практиковать такой метод, могли бы вы «оживить» Виктора Цоя, чтобы снять продолжение «Иглы»?
Мог бы. Но не Цоя как такового, а нашего общего героя, которого мы с ним создали – Моро. У нас было несколько проектов про жизнь этого персонажа, «Игла»– только один из них. Первый проект, который мы планировали снять еще до «Иглы», откуда пришла идея об этом герое и имя Моро, был посвящен Алматы 60-х годов и назывался «Король Брода». Вот оттуда Моро перекочевал сюда, и его бы я не прочь оживить. Были и другие проекты, например, «Цитадель смерти», который мы написали со знаменитым писателем-фантастом, отцом киберпанка и вдохновителем «Матрицы» Биллом Гибсоном.
В этом отношении меня очень интересуют возможности Искусственного интеллекта и создание анимации с его помощью. Я вам признаюсь, сейчас я работаю над проектом, который надеюсь запустить в производство, именно как анимацию при активном использовании искусственного интеллекта в построении изображения. Этот проект называется «Бату», он посвящен внуку Чингисхана, основателю Золотой Орды.
Я уже активно работаю с искусственным интеллектом и нейросетями в формировании персонажей, мизансцен, раскадровок. Сейчас я пока использую их для внутренних целей. Все-таки при производстве я надеюсь на работу оригинальных аниматоров, людей. Но в данный момент я использую Midjourney для создания персонажей, и изучаю вместе с нашими друзьями возможное анимирование через Runway. Это все пока что общедоступный уровень, но, конечно, когда этот проект запустится в производство, я буду обращаться уже к ИИ индустриального уровня для создания профессиональных фильмов.