Мы были в полной уверенности, что фильм положат на полку: и по его содержанию – наркомания и какие-то сомнительные личности, и актеры были непрофессиональные, и в главной роли – звезда подпольного рока, который тоже не приветствовался в Советском Союзе. Поэтому мы планировали, что фильм выйдет на пиратском VHS. Госкино похоронило бы фильм по всей логике текущего момента, но мы бы его распространили через сеть «Самиздат». Знаете, такая сеть существовала и очень быстро распространяла аудиозаписи групп «Кино», «Аквариум», «Зоопарк» и др. Везде в крупные города засылались кассеты хорошего качества, любители их копировали и слушали эту музыку, новые альбомы расходились мгновенно. В восьмидесятые уже у многих были бытовые видеомагнитофоны, и мы думали через эту же систему запустить VHS кассеты хорошего качества, которые бы дублировали, копировали и все бы посмотрели. Мы сами так смотрели мировое кино, у нас же в кинотеатрах его не было, и мы смотрели все эти фильмы с гнусавым переводом. Но так случилось, что к 89-му году Госкино приняло достаточно неожиданное для нас решение и дало фильму первую прокатную категорию. К тому времени уже повсюду пошла Перестройка, гласность, и это было попадание в яблочко. Можно сказать, что нам повезло. Поэтому он вышел в лидеры проката.
Фильм моментально взбудоражил весь тогдашний Советский Союз, побил все кассовые рекорды, собрал более 14 миллионов зрителей, Берлинский кинофестиваль, Торонто, Нюрнберг…Каково было Вам как режиссеру-дебютанту получить такой отклик от зрителя?
Первый официальный отчет (тогда еще существовал бюллетень кинопрокатчика) – в 89-м году обнародовал промежуточные результаты проката. Уже тогда «Игла» по официальным данным набрала 14,5 миллионов зрителей. Но прокат продолжался, и что удивительно, фильм шел целый год на экране. Мы все удивлялись. Раньше на улицах висели такие таблицы, где что идет в кинотеатрах с указанием сеансов. В 90-м году, когда мы с Виктором вернулись с американского фестиваля «Sundance», пошли прогуляться по Москве. Смотрим на расписание сеансов – до сих пор «Игла». Хотя прошел уже год, она вышла в феврале 89-го года.
А после гибели Виктора прошел повторный прокат. Так как в кинотеатрах сохранились все копии, фильм запустили еще раз. Бахыт Килибаев, один из соавторов сценария фильма, долго жил в Москве и общался с Госкино. Он говорит, что по оценкам Госкино, примерно 30 миллионов зрителей посмотрело фильм – это невообразимые сегодня цифры. Конечно, это не значит, что его посмотрело 30 миллионов человек. У фильма был феномен повторного похода в кино.
Я получал и письма: кто-то считал, сколько раз посмотрел «Иглу», сколько раз ходил в кинотеатр. Билеты тогда дешево стоили: 20 копеек дневные сеансы, 40 – вечерние. Люди по многу раз ходили смотреть фильм, причем люди разных поколений, даже очень молодые. И везде воспринимали Виктора как своего: от Прибалтики до Дальнего Востока, и на Кавказе, и в Центральной Азии. Может быть, это благодаря тому, что он истинный евразийский герой с узкими глазами. Это интересный феномен. Я не могу до сих пор назвать второго такого героя по уровню популярности. Может быть, был Талгат Нигматуллин, он снимался в «Пиратах двадцатого века», но все равно это же не тот уровень популярности.