Интервью с Павлом Басинским специально для альманаха «Литературная Алма-Ата»

Павел Басинский: Возьмите самую, наверное, известную в мире пьесу – «Гамлет» Шекспира. О чём она? О том, что сын, желая отомстить за смерть отца, погубил себя, свою мать и, в общем-то, всё датское королевство. Почему? Потому что «тень отца Гамлета» преследовала главного героя (в пьесе буквально ему являясь) и не позволяла реализоваться как самостоятельной личности. Возьмите повесть «Тарас Бульба» Гоголя. О чём она? О том, как один сын, Остап, верно шёл по пути отца Тараса. А другой сын, Андрей, хотел жить своим умом и своими чувствами – любви к прекрасной полячке. В результате предал отца и был убит отцом. Это вечная литературная тема. И она очень трагическая.

5. Причина побега Льва Николаевича Толстого из Ясной Поляны из своего дома в неизвестном направлении будоражит до сих пор умы историков, литературоведов, да и просто людей, любящих историю и литературу. Ваша книга «Лев Толстой: Бегство из рая», как огромный пласт исследовательской работы была по достоинству оценена. Вы лауреат премии “Большая книга”. Вы часто начинаете своё повествование с конца. Это ваш особый стиль? Вы раскручиваете клубок вопросов, давая варианты ответов, разбирая по сегментам спираль жизни человека. Почему именно так? Какой период от детства до седых волос больше влияет на творчество человека, и на саму жизнь?

Павел Басинский: Да, я часто начинаю биографии не с рождения, а со смерти героя. Рождение – это прекрасно. Но оно не зависит от человека, который родился. А вот то, как он уйдёт из жизни, часто зависит от него. Достойно или нет? Будет ли его смерть заметна для множества людей, или это заметят только его самые близкие. Смерть Толстого потрясла весь мир. Все мировые газеты писали о ней. А когда он родился, этого никто не заметил, кроме отца и матери. Смерть – результат нашей жизни. И, возможно, основа того, что будет после неё.

6. Нестандартный вопрос. Сюжетом многих книг часто становятся завещания авторов на права своих произведений. На что нужно обратить особое внимание нашим современным авторам в этом щекотливом деле с вашей точки зрения?

Павел Басинский: Ох, это простой вопрос, на который есть простой ответ. Наследницей литературных прав всегда является вдова писателя. Или – вдовец, если автор – женщина. Буду говорить о мужчинах. Как сказал один мой знакомый писатель, все жёны делятся на ВДОВ и НЕВДОВ. Вдова писателя, если он был знаменит при жизни, это вообще отдельное призвание. Как она распорядится его наследием? Будет ли заниматься его посмертными изданиями? Разбирать его рукописи? И так далее. Нужно ли думать об этом писателю при жизни – не знаю. Просто нужно понимать, с какой женщиной ты состоишь в браке. Именно – в законном браке.

7. Вспомните одно из ярких событий вашего детства или юности. Если не секрет. И повлияло ли это событие на вас, как на писателя? 

Павел Басинский: Наверное, первая публикация в газете. Это было в 14 лет. Я просто с ума сходил от счастья. И с тех пор всю жизнь, кроме занятий литературой, работаю в газетах.

8. Павел Валерьянович, ваши планы на будущее? Будет ли продолжена серия о Л.Н. Толстом?