
Асия Турашкызы
В восьмидесятые-девяностые годы ХХ века и двухтысячные ХХI века в культурном пространстве Казахстана два русских писателя, Виктор Владимирович Мосолов и Виктор Владимирович Бадиков, играли заметную роль. Своим высоким духовным содержанием личности, воплощённом в творчестве и практической деятельности, они оказывали существенное влияние на творческую атмосферу не только Алматы, но и всего Казахстана.
Сегодня, вспоминая литературное творчество этих замечательных людей, хочется в своём небольшом эссе, отразить особенности их мировидения, неповторимые черты их творчества.
Виктор Мосолов

Виктор Мосолов по профессии учёный-зоолог. Он объездил весь Казахстан в процессе изучения животного мира Казахстана. Виктор Владимирович всегда говорил, что чувствует себя наиболее счастливым, когда находится наедине с природой. Мир природы ближе ему, чем мир человека с его бесконечными противоречиями и раздвоенностью. Горы, леса степи и пустыни вселяют в него покой и гармонию. Наблюдает, дышит, а затем сливается с этой благословенной тишиной и красотой. Он ощущает свою духовную близость с миром животных. Они для него такие же живые, полнокровные существа, как и он сам. В своих рабочих поездках он постиг красоту разнообразной природы Казахстана — красоту лесов, полей, степей, гор и пустынь. И кто знает, может, в эти минуты единения, близости и родства с природой родились его чудесные маленькие рассказы о жизни животного мира, о растениях и деревьях. С какой любовью он описывает жизнь змей, ящериц, тушканчиков, волков, медведей. Ведь животные — наши братья. Они наделены зрением, обонянием, эмоциональностью, разумом, позволяющим выжить в тяжёлых условиях. В издательстве «Балауса» в 1996 году вышла книга «Кто живёт в пустыне?» с фотографиями автора. Книгу предваряет небольшое вступление писателя, в котором он пишет, что раньше боялся пустыни – безводье, а среди песков живут ядовитые змеи и пауки. Но познакомившись ближе с ней, он узнал и полюбил ее: «В пустыне всё так естественно. Медленно течёт здесь время, неторопливо живут её обитатели. Кажется, что даже деревья, кустарники и трава пустыни стоят, задумавшись о чём-то. Так легко здесь дышится и думается, будто сам становишься частицей большой и грустной пустыни». И в текстах этих рассказов, и в профессиональных художественных фотографиях раскрывается жизнь животных. Их борьба за выживание, их смелость и находчивость, и их хитроумные приёмы защиты от хищников. В рассказе «Заморозок» писатель рассказывает, как по заданию института, он с коллегой отправился на ловлю змей. Отловили, сложили в ящики, а наутро ударил мороз, и змеи закоченели и перестали двигаться. Чтобы спасти их, они засунули их себе под куртки. Вскоре змеи отогрелись и зашевелились. Несмотря на то, что змеи были ядовитыми, учёные не побоялись согреть их своими телами. И этот, казалось бы, обыденный случай приобретает символически обобщенное значение. Человек и мир природы неотделимы друг от друга. Они родственны. И потому нужно бережно к нему относиться, а не расхищать и уничтожать его. Рассказ проникнут искренним, глубоким гуманизмом. Воплощенный в простом, ясном, но вместе с тем образном и поэтичном языке, он трогает нас до глубины души. Он ещё раз напоминает о законе взаимозависимости и всеобщего равенства, который незримо царит на Земле. В традициях великой русской литературы всегда было бережное отношение к миру животных. «Холстомер» Л.Толстого, «Каштанка» А.Чехова, есенинские стихи, в которых он пишет, «что никогда не бил братьев наших младших по голове» и другие произведения утверждают эту глубокую мысль.
Эту же мысль почерпнёт читатель из рассказа «Ак баур», напечатанный в «Литературной Алма-Ате». Какой пронзительной тоской и любовью веет от этого поэтичного повествования о горькой судьбе собаки. Писатель изумительно тонко передает мир животного и свою привязанность к нему. «Ак баур, ак баур», — тоскует автор-рассказчик о погибшем псе.
Рассказ «Песчаная акация», которая то утопает в барханах, то стоит оголённая, ветры, дожди не могут её погубить. Она мужественно сражается за свою жизнь. Застывшие стрекозы вечером светятся огоньками, а на утреннем солнце начинают сверкать, как алмазы. Писатель не устает наблюдать за жизнью природы. Рассветы и закаты в степи и пустыне, тихая, а подчас и шумная жизнь животных, насекомых и птиц в ореоле его зрения. Трясогузки, бакланы, синицы, ящерицы, вараны, каракурты, шакалы и медведи — все находится под пристальным взглядом писателя-натуралиста. Но это не простое описание их жизни, в каждом небольшом повествовании всегда содержится ёмкая мысль: животные – такие же живые существа, как и люди, и их надо понимать и любить.
У писателя простой, ясный, точный и образный язык. Это природный дар – уметь с помощью всего нескольких слов создать художественный образ. Мы читаем — «тёплые глинистые берега» и воочию видим эти казахстанские реки, бегущие по степи и обрамленные в некоторых местах именно вот такими берегами. В рассказе «Крылатые тени» этот образ повторяется по-новому: «Среди деревьев течёт река в жёлтом обрывистом русле». А вдоль берегов заросли тамариска, таволги, джиды. Читатель невольно узнает в этих пейзажных набросках родные, знакомые до боли пейзажи Казахстана.
Автор не ищет специальных образов для выражения своих впечатлений. Они сами рождаются в процессе написания рассказа, в процессе вживания в жизнь своих персонажей. В рассказе «Найя» фраза: «Змея лианой, извиваясь, поплыла по реке», — создает образ гибкой, подвижной и пластичной рептилии. В рассказе «Заморозок» вновь появляется образ змеи: «И вот под кустом с рубиновыми ягодами костяники промелькнула маленькая блестящая головка с раздвоенным язычком. Скользит долгое стальное тело с чёрным зигзагом по всей длине упруго извилистой спины».
Афористичны и в то же время просты, кратки фразы о сути жизни, о сущности человека и явлений жизни. Они воссоздают перед нами образ человека думающего, глубоко размышляющего о смысле жизни человека, о смысле всего живого в природе: «Когда мы любуемся цветами или красивым закатом, или купаемся в тёплом море, кажется, что природа создана для того, чтобы радовать и ласкать человека. Но природа одинаково добра и жестока для всего, что живет на земле, никого она не спасает и никому не мстит. Каждое существо выживает как может и умирает, когда не остается сил жить», — пишет он в рассказе «Медведь». В нём он повествует, как спасся от медведя, взобравшись на высокое дерево. В мире есть и добро, и зло. Придёт момент, и человек, и животное уйдут из жизни – так устроена природа. Выжить в ней поможет ему только собственная воля, находчивость, труд и разум.
После рассказов о природе писатель берётся за историческую тему. Роман «Зов степи» повествует о событиях в казахской степи в ХIX веке. Впечатляет вступление, взволнованное и искреннее. Автор находит рукопись Вощанова в старинной крепости в городе Шевченко. Она погружает его в далёкие дни исторического прошлого Казахстана. В ней упоминается учёный-путешественник Карелин Г.С. Далее, опираясь на историческую литературу, писатель пытается воссоздать и картины исторического прошлого киргиз-кайсаков. Но тут автора ждут большие трудности: писателю, даже и обладающему большим даром воображения, трудно представить и передать быт и нравы тех людей, которые исторически удалены от него. С этой задачей справился А. Толстой в романе «Пётр первый». Тем не менее обращение к истории Казахстана вызывает глубокое уважение к автору романа.
Более удачным оказался роман на современную тему «Чёрная роза», опубликованный в журнале «Простор» в 2000 году /№ 1/.
Перед нами раскрывается сложный внутренний мир мыслящего, тонко чувствующего человека. Его мысли о современном мире, его рассуждения о рыночном времени, судьбах людей, брошенных в рыночную стихию скоротечной прибыли, в «денежное» существование. Его мысли и рассуждения поражают своей открытостью и искренностью. Его душа словно распахнута. Он огорчён теми переменами в обществе, которые одних привели к богатству, а других к существованию на грани выживания.
Автор ставит глубокие проблемы – насколько может быть человек лоялен к государству, если оно обрекает его на нищенское существование /90-е годы/. Где граница морали, его честности, когда человек обречен на выживание? Автор раскрывает противоречие между законами, создаваемыми государством и неспособностью человека обеспечить себя минимальным, для того чтобы нормально существовать. Эта повесть – приговор собственническому аморальному миру, в котором юные девушки вынуждены стать содержанками, торговками и прочее. Миру, в котором властвуют рэкетиры, унижающие достоинство честных тружеников. В мире рыночной экономики, подвластной прибыли в виде бумажных денег и золота, только любовь, как истинная ценность, спасает человека. Любовь пожилого русского мужчины и юной девушки-казашки. Он – покровитель и защитник, спаситель её чести и достоинства. Приютил, обул, одел, вложил средства в её музыкальное образование. И, как порядочный человек, отпустил, предоставил ей свободу выбора. Особенно ярко и впечатляюще выписана сцена в поезде. Герой, он писатель и в прошлом боксёр, не побоявшись рэкетира, нагло претендующего на его спутницу-подругу, смело вступает с ним в бой и сбрасывает с поезда. Не поступи он так, сам бы оказался на насыпи с размозженной головой.
«Я обязан был бить насмерть. Инстинкт выполнил свою функцию, сработал на самосохранение. О милосердии забываешь, когда идёт биологическая борьба за жизнь», — восклицает автор, он же главный персонаж повести.