Он приходился дядей Канышу Имантаевичу. Но у казахов как такового понятия «дядя» нет. И старший брат – аға, и дядя тоже – аға.
Абикей Сатпаев приложил много усилий (в том числе и материальных средств) для обучения своего талантливого братишки.
Сам же Абикей Зеинович был одним из образованнейших людей того времени, входил в первый состав правительства Алаш-Орды. Был расстрелян органами НКВД в 1938 году.
Особые отношения меня связывали с супругом Шамшиябану Канышевны – Оразаем Батырбековым. В советские времена он был партийным функционером высокого уровня – заведующим орготделом ЦК Компартии Казахстана. То есть, можно сказать, входил в первую десятку партийных руководителей республики. Но я с ним познакомился в начале 90-х, когда Союз распался, и он был уже на пенсии.
Ореке был удивительно коммуникабельным человеком, любил пошутить. Себя же он с долей самоиронии называл «партийным бронтозавром». Несмотря на разницу в более чем 30 лет, ко мне он всегда обращался – «мой бажа», то есть мой свояк. Ему нравилось, когда я приходил к нему или, когда звал его в гости.
Теперь, я думаю, стоит объяснить почему «бажа». Дело в том, что уже более 30 лет со мной по жизни идёт любимый мной человек, мама двух моих детей, которая является правнучкой Абикея Сатпаева. Этим и объясняется то, что Оразай Батырбекович называл меня бажой – свояком.
В 2000 году, когда уходил 20-й век, по моей инициативе была проведена акция «Человек века». Общественный совет должен был определить десять деятелей в контексте истории Казахстана, которых провозгласят «Человеком века» (20-го века). И, конечно, Каныш Сатпаев не попасть в эту десятку людей не мог. На церемонии в Доме дружбы знак «Человек века» был вручен трем дочерям академика, которые все присутствовали там.
Буду завершать. Хотя есть еще о чем сказать. О самом Каныше Имантаевиче, о том, как его светлый образ незримо присутствует в моих помыслах и начинаниях. В тексте также упомянуто имя Талгата Бегельдинова. Есть что сказать и об этом легендарном человеке. Помимо коротких встреч в Алматы, мы с ним как-то провели несколько дней в городе Кокшетау, где было постоянное общение. Но об этом в следующих статьях.
Ерулан КАНАПЬЯНОВ,
президент Евразийского Фонда культуры,
Почетный профессор Казахской национальной
академии искусств имени Т.Жургенова,
член Союза композиторов Казахстана
