Наталия Сац писала: «Мне говорят — война, новое создавать не время. Как — не время? Отцы на фронте, матери на работе, а заглянуть в сердце десятилетнему человеку, дать ему радость, веру нужно именно сейчас, чтобы детский театр стал большим другом…»

(Афиша на каз/ рус. Подпись Сац)
У колыбели театра для детей в Казахстане стояли величайшие личности, оказавшие влияние на формирование театра: Сергей Эйзенштейн, Вера Марецкая, Николай Черкасов, Виктор Розов. Казахский писатель, драматург заслуженный деятель науки Казахской ССР М. Ауэзов входил в художественный совет молодого театра. «Самая короткая встреча с ним всегда будила новые мысли», — вспоминала Наталия Сац.
Чудесную музыку к спектаклям театра писали композиторы: Серафим Туликов, Евгений Минаев и Владимир Великанов. В театре работал заслуженный деятель искусств Казахской ССР художник Всеволод Теляковский.
Наталья Ильинична всегда и всё наполняла музыкой. Однажды отец сказал ей, что «музыка это – сердце». Слова эти её поразили навсегда, до глубины души, и она восприняла их как жизненную, выстраданную правду. Поэтому все спектакли сопровождались живой музыкой, Наталия Сац считала, что органичное слияние музыки с содержанием спектакля способствует не только лучшему его восприятию, но и вызывает у детей массу эмоций, рождает фантазию, надолго оставаясь в памяти. В театре было целых два симфонических оркестра, для русского и казахского коллективов, всего 48 человек. Государственный театр для детей и юношества Казахстана кроме драматических постановок показывал ряд симфонических и камерных концертов. Оркестром театра, под управлением музыкального руководителя Д.П. Водопьянова, исполнялась известная музыкальная сказка С. Прокофьева «Петя и волк». Чтение самой сказки и пояснений в ней давала сама Наталия Сац. В камерных концертах исполнялась музыка Бетховена, Грига, Шумана и Шуберта.
Основательница театра Наталия Сац приложила большие усилия для того, чтобы дети и взрослые смогли смотреть спектакли на казахском языке. И 1 сентября 1947 года спектаклем по пьесе Алексея Толстого «Золотой ключик» в постановке самой Наталии Ильиничны состоялось официальное открытие казахской труппы театра. Наталия Ильинична писала: «Маленькие алмаатинцы прекрасно говорят и понимают по-русски — все без исключения. Но помочь им не забывать свой родной язык, любить его — необходимо…Мы начали показ спектаклей на казахском языке пьесой Алексея Толстого «Золотой ключик» («Алтын Кылт»). Когда сказка стала пьесой она помогла мне открыть Центральный детский театр. Теперь «Золотой ключик (поистине волшебный) дал возможность открыть Казахский театр для детей!»
За свою историю театр воспитал не одно поколение артистов, составляющих гордость не только казахстанского, но и мирового искусства. Так, Наталья Ильинична пригласила петь в спектакле юного Ермека Серкебаева, заметив его музыкальность и голос. Позже он стал народным артистом Советского Союза. Здесь начинал свой творческий путь народный артист Казахской ССР Юрий Померанцев. Наталия Сац трудилась именно для детского зрителя и ставила для него вечные истории про Буратино, молодую гвардию и двенадцатую ночь.

(Здание театра с высоты. 1959г.)
В 1958 году Наталия Ильинична возвращается в Москву. Она уехала, но её дело в Казахстане продолжало жить и развиваться. А жизнь в Алма-Ате навсегда остались в памяти Наталии Сац, не смотря на трудности, счастливыми и плодотворными страницами, о чём она неоднократно писала.
В 2023 году вместе со всей театральной общественностью легендарный Государственный академический русский театр для детей и юношества отмечает 120-летие со дня рождения народной артистки СССР основательницы театра Наталии Сац, а совсем скоро в 2025 году — 80-летний юбилей.
Почти за 80 лет своего существования Государственный академический русский театр для детей и юношества не растратил своих благородных принципов и убеждений. И сегодня цель у театра та же, к которой стремилась его основательница Наталия Сац: воспитать в молодом поколении честность и благородство, порядочность и принципиальность, умение понимать и чувствовать красоту.
