Город-сад Наталии Сац

Татьяна Карамышева

Заведующая литературно-драматургической частью Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Наталии Сац, доцент СПбГУП

https://yandex.kz/video/preview/907327541309847334

Наталии Ильиничне Сац — 120 лет
27.08.1903 – 18.12.1993

Город-сад Наталии Сац

Так случилось, что трагические страницы личной жизни Наталии Ильиничны Сац – основательницы первого в мире театра для детей, стали исторически важными и определяющими для города Алма-Аты. В 1937 году Наталия Сац была арестована по статье «член семьи изменника Родины» (её муж, Вейцер, крупный советский деятель, был репрессирован и расстрелян). В лагерях ГУЛАГа она провела пять лет (Волголаг, Рыбинск), была освобождена в конце 1942 года. Но назвать это освобождением было сложно, Наталия Сац была поражена в правах и проживать в Москве и Санкт-Петербурге не имела права.

И вот в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, талантливая, красивая 40-летняя женщина с 15-летней дочкой Роксаной приехала в Алма-Ату.

В город тогда эвакуировали множество актёров, и он стал своего рода театральной столицей страны. Н. И. Сац приезжает работать в Театр оперы и балета. В это время здесь даёт спектакли не только казахская труппа, но и эвакуированный из Москвы балет Большого театра, здесь танцует Уланова! В Алма-Ату был эвакуирован театр Моссовета во главе с Юрием Завадским, а Сергей Эйзенштейн снимал здесь «Ивана Грозного».

Эйзенштейн, Черкасов, Уланова, Завадский — все находящиеся в это время в Алма-Ате мастера культуры приняли её как родную, дав понять, что она для них та же, прежняя Наталия Сац, своя, во всём им равная.

Оперный театр на какое-то время стал не только местом работы, но и домом. Дирекция не смогла к приезду Наталии Сац «выбить жильё» и потому вынуждена была поселить их в комнате администратора, выходящей прямо в театральный вестибюль.

Уже в июле в филармонии Наталия Ильинична устроила концерт «Мастера искусств детям», в котором приняли участие лучшие певцы и танцоры Казахстана, а также известный актёр Николай Черкасов. Своё выступление он начал с непосредственного обращения к зрителям.

— Дети, — сказал он, — вы не представляете, как вам повезло. У вас теперь есть Наташа Сац, а это значит, что у вас есть всё, всё самое лучшее…

А дальше была постановка оперы «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини с артистами оперного театра – первая опера на казахском языке и на казахской сцене, в которой главную партию исполняла   Куляш Байсеитова — «казахский соловей», как тогда её называли. И сразу успех! С лёгкой руки режиссёра С. Эйзенштейна постановку в шутку называют «Чио-Чио-Сац». Наталия Сац писала: «Я искренне полюбила высокую одарённость казахского народа, чувствовала доброжелательность в их лицах. И с новой силой захотела ставить спектакли для детей. У каждого человека есть главная тема в жизни. Моей – с первых дней юности и на всю жизнь – осталась любовь к детям, любовь к искусству, к ним обращенному».

И Наталья Ильинична, обладая даром располагать к себе людей и превращать в союзников даже своих противников, продвигает идею создания детского театра. Драматург Виктор Розов вспоминал: «На протяжении многих лет жизни я часто встречался с Наталией Сац и никогда не мог не изумляться её натуре. Иногда я восхищался ею, нередко негодовал, но что меня всегда поражало – её вулканическая энергия. Я никогда не видел Наталию Ильиничну вялой, унылой, даже меланхоличной, а уж тем более на что-либо жалующейся. Вечно она что-то создавала. Её организационный талант феноменален, а искусство привлекать на свою сторону всех поистине было фантастичным. Я сам видел, как она в период создания Театра для детей и юношества в Алма-Ате дружески и как бы наивно обнимала первого секретаря ЦК КП Казахстана Шаяхметова, целовала и называла «дорогим и замечательным Шаяхметиком». И важный, величественный Шаяхметов только жмурился. Нет-нет, в Наталии Ильиничне было что-то от… таинственной ворожбы».