В древнем Турфане

– Спасибо, с удовольствием, – с признательностью ответил я.

Наступило время обеденного перерыва. Жара усилилась, уже было 50 градусов в тени. Казалось, что город вымер, все жители спрятались от летнего зноя. Лишь изредка можно было увидеть одиноких пешеходов, которые куда-то торопились. Мы пообедали в чайхане, где нас угостили вкусным, но очень острым лагманом, который быстро приготовили у нас на виду, попили горячего зелёного чая, съели холодный спелый арбуз и направились к мечети Имин вана.

Подъехав к мечети, мы увидели потрясающе красивое культовое сооружение. Я бывал в Бухаре, видел знаменитые памятники архитектуры в этом городе, но мечеть Имин вана поразила меня небывалой мощью и величественной простотой. Было начало третьего, народу в мечети не было, все отдыхали. Мы купили билеты и зашли на её территорию. Солнце ещё в зените, мазар сверкал своей красотой. Я не чувствовал жару, она меня не брала, я буквально бегал по территории мечети, за мной с трудом поспевали мои спутники. А знатоки истории своего любимого края, Турсунай и Бахтияр, рассказывали мне об этой мечети. Мечеть была построена в 1778 году уйгурскими архитекторами и мастерами. Поражает своей красотой 37- метровый минарет, который украшен национальным орнаментом. Это самый высокий минарет в СУАР. Внутри минарета имеется винтовая лестница, ведущая на крышу. Конечно, рядом с минаретом расположена самая большая мечеть в Турфане. И все это представляет единый культовый комплекс. Весь комплекс построен из глины.

Рядом с мечетью сохранились старые могилы, где покоятся властелины этого города прошлых веков. Мечеть построена Сулейман ваном в память об Имин ване. Мечеть действующая, здесь совершаются праздничные и пятничные молитвы. В другое время – это туристический объект, который приезжают посмотреть любознательные люди со всего мира.

Мы вышли из мечети, наш путь лежал в центр города.

***

Центральный исторический музей Турфана –  большое современное здание, где представлена вся уникальная история этого удивительного края. К четырём часам дня жара немного спала, и стал появляться народ на улицах города. Возле музея я увидел людей разных национальностей, услышал не только уйгурскую, но и китайскую, английскую, немецкую, японскую речь. Чуткая Турсунай предложила: «Исмаилжан, наверное, здесь, в музее, вам больше информации даст профессиональный гид. В любом случае, он больше меня знает», – со смехом добавила она.

Я, разумеется, согласился. Бахтияр, купив билеты в музей, оплатил отдельно и услуги гида. Экскурсоводы, водящие группы, говорили на разных языках.

– Есть ли гиды, говорящие на русском языке? – полюбопытствовал я.

– Нет, – ответила мне кассир. – К нам редко приезжают русскоязычные туристы из стран СНГ.

– А на уйгурском?

– Конечно, есть.

Нашим гидом оказалась совсем молодая девушка, выпускница исторического факультета университета. Девушка владела и английским языком. Здесь я впервые столкнулся с различными диалектами уйгурского языка. Мы, уйгуры Казахстана, говорим на илийском диалекте. На этом диалекте говорят также уйгуры Кульджи и многие в Урумчи. Но Турфан – это отдельный мир уйгурского языка. В Турфане приходилось беседовать со многими людьми. Их неторопливую речь я, конечно, понимал. Но когда гид Патима стала быстро рассказывать историю мечети, я не всегда её понимал. Я просил её повторить, иногда на помощь приходили Турсунай и Бахтияр. Но в любом случае я, затаив дыхание, рассматривал экспонаты музея и внимательно слушал Патиму. Ничего подобного я никогда не видел в жизни.