Выступление Мурата Мухтаровича Ауэзова на Пленуме Союза писателей Казахстана 15 сентября 1975 года

…Безусловно, прав Бахтин: «Идти вперед может только память, а не забвенье». Но только живая, полнокровная, а не фрагментарная память. Память, помнящая и осознающая не только минуты удач, звездные часы национальной истории, но и черные дни поражений, потрясений, катастроф.

Один из братьев библейского Иосифа, проданного ими в рабство, считал, что стоит только умолчать о событии, навалить на него молчание, и получится так, будто его и не было. Так рассуждал Иуда.  С житейской точки зрения он был прав.  Между преступлением и нравственным возмездием прошло несколько десятков лет сытого и благополучного существования детей Иакова, молчавших и не терзавшихся муками совести. Но так рассуждал Иуда, многократно проникавший в историю рода челове­ческого как проклятье, как дух разрушения духовности… Художественное сознание не может следовать его фарисейской мудрости. Когда оно все же внимает его заветам, оно умирает.

В Казахстане, в результате перегибов, допущенных в области коллективизации, в 1932-33 годах произошел голод. Численность населения кочевых и полукочевых скотоводческих районов резко сократилась. Об этом знают в каждой казахской семье. Не знают этого, за редким исключением, бумага, холст, экран. Если быть точнее, не знает художественное сознание…

События 1933 года замкнули иссякшее русло одной из крупнейших некогда кочевых цивилизаций. Крах традиционного кочевья был предопределен объективным ходом истории, но финал его был столь трагичным, что последствия глубочайшего шока, поразившего национальное сознание, дают о себе знать и теперь. Не сумев отреагировать на происшедшее, казахское художественное сознание лишилось главного, исконно присущего ему свойства – быть проницательным и правдивым. В результате оно разучилось быть не только драматическим, но и оптимистическим искусством, потеряло способность говорить искренне и убедительно о реальных достижениях. Разруха сменяется строительством, голод – благосостоянием, но раны духовного развития излечиваются только восстановленной в своих правах памятью, преодолением молчания.

Книга о народной драме 1933 года должна быть написана. Для этого сложились объективные предпосылки. Такая книга, безусловно, станет важным фактом литературной жизни. Но еще большее значение создание ее имеет как принцип – и мы должны об этом думать в первую очередь – как принцип избавления совести нашей от гнетущего груза умолчания, ведущего к бесплодию. Венчая собой выход из многолетнего смятения культуры целого народа, такая книга не может не быть реалистической и глубоко народной. Она вернет нашему дыханию естественность, взгляду – прозорливость, слову – силу.

От редакции: Слова, сказанные Муратом Мухтаровичем почти полвека назад, остаются важными, актуальными, значимыми и в наши дни. В январе 2023 года выдающийся культуролог, общественный деятель и дипломат Мурат Ауэзов был провозглашен лауреатом премии «Национальное Достояние».