Имя удачливый охотник получил подобающее — Ансар, по-ортски — Великий воин, поскольку победа над вепрем, по мнению старейшин, оценивалась исключительно высоко. Ну, а затем по давнему обычаю орты выбирали самого лучшего джигита. Среди «новорождённых» мужчин выделялись двое: меткий Айбар, добывший волка, и настойчивый Жарас, подстреливший горного козла — теке. Однако главным героем нынешнего обряда посвящения Круг старейшин единогласно признал бесстрашного Ансара, подобного Тигру. Айбар, подобный Беркуту и Жарас, подобный Барсу, с этим решением безропотно согласились — на памяти стариков, никто и никогда в столь молодом возрасте не расправлялся с матерым секачом.
На пиршестве, посвящённом «рождению» одиннадцати мужчин-воинов, гуляли не только Зелёные холмы, но и окрестные аулы. Все вдоволь наелись, попели от души, повеселились на славу… Теперь, когда праздник подходил к концу, наступало время послушать невероятные истории и удивительные случаи из жизни. Ансар — сытый и благодушный, с удовольствием слушал поучения старого охотника Идиля. Многие его охотничьи байки Ансар знал чуть ли не наизусть и сейчас больше наблюдал за самыми юными слушателями.
— Охотничий успех — рыс уважительного обращения требует, — учил молодёжь уму-разуму старый орт. — Вроде бы невидим рыс простым глазом, а ускользнуть всё равно может. Не зря охотники никогда воду из ручья котелком не набирают – боятся, что охотничья удача с течением уплывёт. При варке мяса следят, чтобы вода не выкипела: вместе с паром рыс улететь может.
— А куда может охотничья удача уйти? К другому охотнику, что ли?
— Нет, у каждого охотника удача своя, вернее — либо она есть, либо её нет. А уходит рыс к Хозяину зверей и птиц. Поэтому у него добытчики перед каждой охотой разрешения просят.
— Как просят, о чём?
— Раз в семь лет приносят ему в жертву лошадь соловой1 масти не старше трёх лет. Когда мясо варят, обязательно кусочек в огонь бросают. Что огню пожертвуешь, он всё духам передаст. Вот почему перед охотой Хозяина зверей с помощью огня ублажают. Специально костёр разводят, и кусочками жира желтоголового барана огонь кормят, заговоренной просяной брагой кропят — поят. Горячий пар от свежего мяса духи предков особенно любят. Их тоже не следует забывать, чтобы не обиделись. Сварят охотники мясо, вывалят его на деревянное блюдо, потом над головой его поднимают. Жертвенный пар от горячих кусков в небо поднимается, а люди приговаривают: «Ушедшие предки, в вашу честь угощение! Даруйте счастье и удачу во всём! Дайте руке твёрдость, слуху – чуткость, а глазу – меткость!»
— Ну, а когда самого Хозяина зверей и птиц ублажают, что говорят, как обращаются?
— Обращаются к нему через пламя костра: «Многорукий Огонь в золотой шубе, в чёрном дымном воротнике, передай этот дар Хозяину зверей и птиц. Попроси о помощи охотникам в степи, горах и лесах. Пусть им «зверь-птица» встретится, от стрелы не отвернётся, в глухой чаще не скроется». Иногда после особенно обильных даров прямо к духу обращаются: «Хозяин зверей и птиц не откажи в просьбе, не оставь без покровительства! На место, где зверь затаился, Хозяин, приведи! Следы покажи, спрятаться помоги, стрелу от добычи не отведи!» С этими словами огонь «кормят» кусочками мяса диких животных. Нельзя только, чтобы в пламя костра шерсть невзначай попала: тогда обидится дух, побрезгует подношением.