
Адам Капанов
Дух охотничьей удачи
Глава из книги «Воздушное кочевье»
Убитого кабана сын Айдара нашёл довольно далеко от старой яблони. Даже поверженный он вызывал, если не страх, то почтительное уважение. Теперь предстояло освежевать тушу, несмотря на то что мясо секача охотник всё равно оставит в лесу для жертвы Хозяину зверей и птиц, как полагалось делать с первой добычей. Считалось, что лесные духи могут вселятся в таких животных, поэтому убийство зверя не исключает его возвращение в мир живых. И если нарушить заведённый ритуал, разгневанный Хозяин зверей может мстить: отводить выстрел, путать следы и нагонять страх. Во избежание недопустимого воскрешения нужно ударить убитого зверя ножом девять раз в обнажённый хребет. Но до спинных позвонков ещё предстояло добраться… Стараясь при снятии шкуры не повредить веки и не попасться в остекленевший взор зверя – глаза кабана не должны запомнить своего убийцу. Зная это, сын Айдара всё сделал по правилам, хотя с разделкой огромной туши пришлось изрядно повозиться.
Уже после всего он отрезал кусочек кабаньего уха – его нужно предъявить охотникам из Зелёных холмов. Полностью отсекать ушной хрящ охотник не стал: из уважения к Хозяину зверей. А хорошо бы ещё похвастаться страшными клыками, но их так просто из кабаньей пасти не вытащить. Да и кто знает, а ну как понадобятся они вепрю в ином мире. Повинуясь внезапному порыву, сын Айдара провёл ладонью по гладкой поверхности кривого клыка. Поглаживая страшное оружие секача, орт невольно задумался… Понятно, отчего великие воины хотят померится со зверем удалью: с такими кривыми клыками ему никто не страшен. Секач молниеносным ударом вспарывает живот, подбросив человека как тряпичную куклу. Хвала Небесному Всаднику: кабан, а не охотник лежит здесь бездыханным!
Охота закончилась, солнце неумолимо клонилось к закату, и молодой орт ощутил, насколько он вымотан. Следовало позаботиться о скором ночлеге, да как следует подкрепиться. Пусть Хозяин зверей и птиц не обижается, но сегодня ужин охотник себе точно заслужил. Сын Айдара отчего-то сразу подумал о кабаньей печени. Уж она-то, сваренная на огне костра, обязательно добавит ему сил. Но и от печени охотник отрезал лишь малую часть – умеренность ещё никому не повредила.
V
Торжественный обряд посвящения заключался в том, что за проявленную доблесть юноши получали настоящее взрослое имя и обзаводились личным охотничьим знаком – тамгой. Изображение на ней было связано с первым добытым зверем, но не напрямую, а опосредованно. Орты полагали – сравнение мужчины с его охотничьей добычей не совсем справедливо. Гораздо правильнее отождествлять охотника с хищником, добывающим дичь себе под стать. Так, если юноша на первой охоте убивал косулю, то на его тамге изображался волк, а подстреленный тетерев давал охотнику право на личный знак ястреба. Конечно же орты особенно ценили сравнение с хищниками, рысью или барсом. Это означало, что первой добычей таких джигитов стал олень или архар. Кабан, добытый на охоте сыном Айдара, принёс ему самый почётный из возможных знаков отличия. Его тамгой отныне стал тигр — единственный зверь, убивающий кабанов. Во время обряда посвящения и наречения, новоявленных мужчин называли звериными прозвищами. Вот так сын Айдара обрёл почетное сравнение «подобный Тигру». Между прочим, впервые за всю историю Зелёных Холмов.