Абылай-хан: жажда мифа. Удачный PR-проект Толе би

Но постараемся ступить твердою ногой на землю и понять, почему Абылай-хан стал всенародным героем и что именно он сделал для своей страны. Вчитаемся в хронику бед казахской Степи начала XVIII века. Те годы не зря названы «Ақтабан шұбырынды» («Годы великого бедствия»).

Весной 1723 года джунгары в очередной раз с такой силой наступали на казахов, что противостоять им наши предки не могли. Средний жуз откочевал к рекам Ор и Уй, берега которых были заняты башкирами, здесь тотчас начались извечные «разборки». Младший жуз, теснимый джунгарами, сдвинулся к Эмбе и Жаику, где кочевали калмыки. Там тоже была еще та встреча… можно сказать по высшему разряду «разборок»! Старший жуз подался в Среднюю Азию, в сторону Памира. При этом казахи, по свидетельству летописца, бежали «оставляя на пути своем имущество, детей, стариков, домашний скарб и исхудалый скот». Не правда ли, прямо-таки готовый пролог для сценария к кинофильму про Абылай-хана?

О чем тоскует народ в такие вот годины бедствий? Правильно, об избавителе. О батыре, который одним своим появлением повергнет в бегство врага. Народу нужен был миф, нужен был герой, обладающий харизмой, способный вселить в сердца надежду. И такой герой явился.

Реалии жизни Абылай-хана (а если быть точным, — Абулмансура) уже с самого его детства были такими, будто просились в легенду. Словно их придумали режиссеры-сценаристы из будущего (Е.Турсунов и А. Сатаев) для захватывающего фильма, по сценарию которого и будет проходить жизнь Абулмансура.

Сирота. Изгнанник из родных краев, таящий свое высокое происхождение. Он пас верблюдов у одного из добрых баев по имени Даулет. Существует версия, что это был сам Толе би. Мальчик выглядел оборванцем, его халат — заплата на заплате, отсюда и прозвище «Сабалак» («Лохматый»). Но одна из жен бая (о, у женщин глаз сметливый!) заметила ряд странностей в поведении этого безродного, которые свидетельствовали, что в его жилах течет голубая кровь. Он мало ел, не просил еду и никогда не пользовался грязной посудой.

Потом и сам он открылся хозяину верблюдов, поведав захватывающий дух сюжет. Что он торе, сын султана, что он круглый сирота — его отец и все близкие погибли от рук ойратов; что добрые верные люди вывезли его из родных мест в дальние края, на чужбину, чтобы рука злодеев не могла до него дотянуться.

Естественно, отрок предчувствовал, что рожден для великих дел и славных свершений. А когда пробил роковой для Отечества час, и в Степи был брошен клич собирать народное ополчение, юноша попросил Толе би (мы все больше склоняемся к тому, что это был именно он) отпустить его на поле брани.

«Не лучше ли пасти скот?» — спросил его Толе би. И гордый юноша ответил вопросом на вопрос: «Пасти скот, когда земля прогибается под тяжестью вражеских полчищ?» Это был неопровержимый довод.

А дальше — вот оно чудо, которого так ждал народ. Перед нами та самая местность Аныракай, что будет вписана в анналы истории после кровавой сечи, которая сейчас здесь произойдет. В какой-то момент замерли супротив друг друга воинство джунгар и казахское ополчение. На нейтральной полосе гарцует непобедимый батыр джунгар Шарыш.