Чокан в ауле Тезека: вопросы и версии

А как быть с последним письмом Чокана отцу, где сказано: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света»? Это послание могли легко подделать (нужна тщательная графологическая экспертиза). И почему в письмах к генералу Колпаковскому не говорится об этом недуге, роковом в XIX веке. Вопросов много, ответы на них я не могу найти. Трудно поверить, что смертельно больного Чокана направляют в аул Тезека с секретной миссией…

После кончины Валиханова братом Жакупом, который приехал в аул Тезека, был воздвигнут глиняный мазар. Вскоре сюда, чтобы отдать дань уважения покойному другу, приехал генерал Колпаковский. Увидев полуразрушенный памятник и не зная, что у мусульман не принято ремонтировать мазары, он начнет ходатайствовать перед властями об установлении нового мемориала на могиле. В 1871 году по поручению генерала К.А. Кауфмана и при поддержке известного архитектора П. Зенкова установили мраморную плиту, привезённую из Екатеринбурга, где на казахском и русском языках гласит надпись: «Здесь покоится прах штабс-капитана Чокана Чингисовича Валиханова, скончавшегося в 1865 году. По желанию Туркестанского генерал-губернатора фон Кауфмана 1-ого, во внимание ученых заслуг Валиханова, положен сей памятник».

Годы не пожалели его и разрушили. В 1958 году на могиле Чокана была воздвигнута стела. На её вершине сияет глобус, символизирующий Валиханова как путешественника и ученого. В центре стелы имеется бронзовый барельеф с надписью: «Чокан Валиханов, 1835-1865».

Я сел у могилы Чокана, думая о его великом и печальном жребии, от волнения у меня сильно стучало сердце. Потом долго и тоскливо читал мусульманскую молитву, посвящая её выдающемуся и одинокому ученому с таинственной судьбой.

Годы летят стремительно, а споры среди ученых по поводу причин смерти Ч. Валиханова не утихают.

Считаю, во-первых, необходимо провести эксгумацию останков ученого, чтобы узнать причину смерти и, соответственно, он ли там лежит. Во-вторых, настало время открыть фонды российских архивов, где, надеюсь, таятся ответы на многочисленные вопросы о тайне смерти и последнего года жизни казахского путешественника.