В мемориальном музее «Алтынемел» им. Ч.Валиханова
Я медленно возвращаюсь к небольшой площади перед музеем. Артисты Кербулакского Дома культуры, ученики местной школы дают небольшой концерт, мы видим сценки из жизни замечательного казахского ученого и путешественника. Наконец, директор музея Сауле Ахметова приглашает нас в здание. К сожалению, лицевую его сторону трудно рассмотреть в тени вечнозеленых деревьев. Огромные ели и сосны не дают нам насладиться красотой мемориала. Но все-таки, я пытаюсь прочувствовать идеи авторов сооружения: архитекторов Р. Сейдалина, Б. Ибраева и Р. Рустамбекова, которые построили свое детище в казахских традициях. Это произведение архитектуры напоминает склеп с четырьмя острыми углами. Так представляли древние тюрки, казахи существующий бренный мир.
Мы входим в музей. Внимательно разглядываю его изнутри. Мне показалось, что попали в громадную юрту. Конечно, я понимаю замыслы архитекторов, ведь юрта была любимым жилищем Чокана. В Омске, Кашгаре или Петербурге казахский путешественник тосковал по ней: она была символом его далекой, но любимой Отчизны. Древние тюрки сравнивали свое жилище с созвездием Большой Медведицы. Юрта, как и прекрасное, таинственное созвездие, кочует. Если Большая Медведица кочует по Вселенной, то юрта — по земле. Весной, летом, осенью и зимой она, соответственно временам года, меняет свое местоположение, и жизнь тихо и разумно вместе с ней движется по Великой Степи. А эта каменная юрта остановилась и стала музеем гениального Чокана.
В центре здания выделяется бюст ученого. Чокан на нем вновь изображен грустным и одиноким. Директор музея нам рассказывает: «Автором этого памятника является Хакимжан Наурызбаев, народный художник Казахстана. Обратите внимание, что за бюстом висит огромный ковер, длина которого 10 м., а ширина 6 м. Этот ковер — ручной работы, на нем изображена карта странствий великого путешественника. Создатель шедевра — талантливый художник Шамиль Кожаканов. Наш музей состоит из трех частей: экспозиции, лекционного зала и хранилища. В создании экспозиций (площадь 600 квадратных метров) нам помогали лучшие музеи России и Казахстана. Русское географическое общество и министерство внутренних дел России предоставили копии официальных документов».
Замечаю личные вещи Чокана: эполеты, оружие, седло, рисунки, географические карты, созданные ученым. С волнением рассматриваю их, ведь всего этого касалась рука странника. Долго стою перед балбалой, каменным изваянием, творением наших далеких предков.
В загадочной смерти Ч.Валиханова виновата его профессия
Выйдя из музея, мы направились к могиле Валиханова. По официальной версии Чокан ушел из жизни 10 апреля 1865 года, причина смерти — туберкулез. Но умер ли тогда Чокан? От какой болезни он ушел? Почему нет медицинского освидетельствования его кончины? Эти вопросы волнуют многих исследователей жизни ученого. Нужно помнить: разведчики не уходят в отставку. Убеждён, что в ранней смерти Чокана виновата и его архиопасная профессия. Возможно, вариант с мнимой смертью ротмистра — это последняя операция Российского генерального штаба. Ч. Валиханова направили с новым заданием в Кашгар, Кучар или в Кульджу. Утверждают, что он скончался от туберкулеза, но так ли это? Казахи редко умирали от этой болезни. Кумыс, казы излечивали этот недуг. Не следует забывать и то, что он был кадровым офицером. Чокан постоянно находился под наблюдением врачей, за плечами множественные медицинские комиссии перед поступлением в кадетский корпус, экспедицией в Кашгар, поездкой в отряд Черняева… Указания на болезнь отсутствовали. В 2014 году, во время экспедиции Казахского национального географического общества в Кашгарию, я услышал интересную версию от одного уйгурского историка. Он утверждал, что Чокана в ауле Тезека отравил цинский лазутчик. Вспомним, что Чокан был разоблачен в Кашгаре, и спасло его только чудо. Цины не умели прощать, вот и расправились с российским разведчиком в Алтынемеле.