Чокан в ауле Тезека: вопросы и версии

А теперь вернемся в аул Тезека. Здесь Чокан женился на двоюродной сестре Тезека — Айсаре. (Напомним: это был второй брак путешественника. Первая супруга, уйгурка, осталась в Кашгаре.) Современники, которые встречались с Айсарой, утверждали, что эта женщина особо не отличалась внешностью, но зато была умным и обаятельным человеком. Лишь на первый взгляд их брак кажется странным. Некоторых удивляет, что русский офицер, знаменитый путешественник, обласканный российским императором, женился на обычной казашке. Но если вспомним, что Чокан и Айсара были одного рода, тогда будет все понятно. Для чингизида Чокана это было весьма важно. В те годы төре и кожа обычно брали в жены своих соплеменниц, хотя он мог нарушить традицию, которую обязаны были соблюдать другие казахи, и взять в супруги дальнюю родственницу. Хочется подчеркнуть, что Айсара выросла в семье Тезека, и он её воспитывал как дочь.

Там, где стояла юрта Тезека-төре

Наш автомобиль въезжает в аул. «Так где же все-таки стояла юрта Тезека?» — задаю себе вопрос. Обычно старейшины ставили свои юрты у подножья горы, недалеко от реки или арыка. Наверное, вон у той возвышенности, где сейчас стоит памятник Валиханову. Машина остановилась, со словами «бисмилахир рахманир рахим» я вступаю на землю, по которой ходил знаменитый путешественник. Меня с улыбкой встречает директор музея Сауле Абишева, приятная женщина средних лет, посвятившая свою жизнь делу создания мемориала казахского исследователя. Немало людей приехало на конференцию. Поздоровавшись с ними, я иду один к памятнику Чокана, который невольно зовет меня к себе. Медленно по ступенькам подымаюсь к бронзовому монументу, созданному талантливыми скульпторами Ю. Руковишниковым и Н. Миловидовым. Одинокий, грустный и красивый Чокан уверенно смотрит в будущее. «Авторы памятника точно передали образ ученого», — понял я.

Здесь, в ауле своего родственника, Чокан с упоением собирал казахский фольклор, изредка бывал в Капале. Конечно, не прерывал издание своих статей в центральной российской прессе. Последняя его работа была опубликована в газете «Русский инвалид» (1865 г. №51). Но главное: Чокан внимательно следил за событиями в Восточном Туркестане (Синьцзяне), собирал материалы о восстании мусульман. Давайте и мы, вместе с Чоканом Чингизовичем, окунемся в драматические события тех давних лет в мятежной окраине империи Цин.

Восстание в Стране Шести Городов

В 1862 году в китайской провинции Шэнси вспыхнуло восстание дунган (народ по языку близкий к ханьцам, но по вере — мусульмане-сунниты). Вскоре мятеж перекинулся в провинции Ганьсу и Цинхай. Восставшие дунгане, теснимые регулярными маньчжуро-китайскими войсками, потерпев поражение, были вынуждены отступить в уйгурские земли, где их гостеприимно встретили местные жители. Хочется заметить, что первые дунгане (хуэй) были насильственно переселены цинами в край еще в 70-е годы XVIII века для строительных работ. Дунганская диаспора, проживающая во многих регионах Восточного Туркестана, жила отдельными анклавами от Комула до Кашгара.