Хочется подчеркнуть, что Валиханов верой и правдой служил Российской империи, искренне считая, что она несёт мир и просвещение Центральной Азии, но вместе с тем искренне сочувствовал братским тюркским народам региона, считая себя одним из сыновей не только казахского народа, но и всего большого тюркского мира. Это заметит любой внимательный читатель его произведений. Но доверяли ли ему полностью царские власти? Думаю, что нет. Известно, что ещё с Петербурга за ним шпионил денщик Сейфульмулюков, о чем знал и сам Чокан. В те годы в Российской империи не доверяли не только Чокану, но и многим демократически и патриотически настроенным людям.
Кому служил Тезек-төре?!
Ещё хочется остановиться на одной важной детали: путешественник попадает в аул старшего султана казахов рода Албан — Тезека-төре. Конечно, это не было случайностью. Кто такой Тезек-төре? Влиятельный казах на русской и китайской службе! Он имел звания, полученные не только от российских, но и китайских властей (Считаю, что Тезек-төре — это образ, напоминающий Абылай-хана, он постоянно был вынужден лавировать между цинскими и царскими властями, защищая национальные интересы). Султан албанов был неординарной личностью: политик, акын, бий и батыр в одном лице. Прекрасный акын, принимал участие в айтысах со знаменитыми импровизаторами, остроумный человек, меткие выражения которого расходились по всей Степи. Поистине, его судьба достойна приключенческого романа.
Чокан Чингизович и старейшина албанов были родственниками, чингизидами, правнуками Абылайхана. Это их, конечно, объединяло. Думаю, что они во многом были единомышленниками, хотя демократа Ч. Валиханова порой возмущало, как султан управляет своими подданными. Очевидно, Чокан с Тезеком-төре познакомились в отряде Черняева и оттуда вместе добрались до Верного, а потом — до Алтынемеля. (Напомню: султан албанов был награжден русским командованием золотой саблей за участие в боях за Аулие-Ата.) Тезек-төре в то время был на русской службе, негласно ведал почтовой и иной связью Верного с сопредельными народами (уйгурами, киргизами, дунганами, китайской администрацией в Илийском крае), был очень влиятельным человеком на границе, хорошо знающим степные законы. Например, решал международные споры среди киргизов или киргизов с казахами. Самое главное, он имел небольшой, но боеспособный и преданный отряд сарбазов, поставлял гужевой транспорт русским. Известно, что Тезек-төре пользовался большим уважением, доверием у илийских уйгуров, которые его считали своим. На первых порах с доверием относились к нему и русские власти. Вспомним хотя бы, что төре со своими воинами сопровождал Семенова-Тян-Шанского во время его экспедиции по краю. А теперь вернемся к нашим героям.
Много времени провели вместе эти два «аблаевича», Чокан и Тезек. О чем они говорили? Очевидно, размышляли о судьбе родного народа, роли «белого» царя в крае. До нас дошел портрет Тезека, любовно выполненный талантливой кистью Чокана (заметим, что на нем төре в курточке китайского офицера, с головным убором и павлиньим пером).