Воспоминания о Руфи

Руфь Мееровна Тамарина (21.07.1921 — 11.06.2005)

Воспоминания о Руфи

В конце 1978 года я оказался на республиканском семинаре-совещании молодых писателей в Алма-Ате. Такие семинары стали проводиться после известного Постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью», что несколько оживили культурную и литературную жизнь. Руководили семинарами зав. отделом поэзии журнала «Простор» поэт В. Антонов, профессор А.Л. Жовтис, принимали участие в обсуждении произведений молодых поэтов опытные и известные писатели А. Лемберг, Р.М. Тамарина, Юрий Герт (семинар прозаиков). Молодых сочинителей собралось со всей республики много, из всех областей, всех национальностей: казахи, русские, украинцы, уйгуры, немцы, татары, корейцы, у каждого свой семинар, почти все комнаты Правления Союза писателей Казахстана были заняты ими, читались стихи, обсуждалась проза. Тогда я впервые познакомился с Т. Фроловской, А. Еженовой, Н. Черновой, у которых уже были первые книжки стихов. Запечатлелась в памяти Т.Фроловская, со сборником стихов в руках, который назывался «Дни календаря». На голове у нее была черная фетровая шляпа, а сама она крупная, высокая, молодая.

Семинар шел несколько дней. Поэтов было много, всех обсудить не успели, мы ознакомились лишь со стихами некоторых, в основном, стихи их были раскритикованы. На семинаре шумно вел себя Г. Григориади, руководитель литературного объединения г. Темиртау, он защищал своих поэтов, в частности, помню обсуждение стихов В. Манина.

В общем, мне обсуждения не досталось, но В. Антонов включил меня в список выступающих на вечере поэзии, который должен был состояться после окончания семинара-совещания.

Так вот, на вечере поэзии, дождавшись своей очереди, я прочел два стихотворения, больше было нельзя, и совершенно удрученный кое-как дождался его окончания. После окончания вечера, уже в холле, у раздевалки, ко мне вдруг подошла Руфь Мееровна Тамарина и сказала: «Орынбай, если ваши другие стихи такие же хорошие, как те, которые вы прочли, то с вами можно работать…» Я, удивленный и обрадованный тем, что она на слух определила качество моих стихотворений, и даже оценила их, ответил: «Конечно же такие же хорошие!.. Не сомневайтесь!..» Так началась наши знакомство и дружба, ее шефство надо мной, молодым поэтом, которое продлилось несколько десятилетий… Не помню деталей, но я, кажется, оставил у нее рукопись своих стихов. И оказалось, что рукопись эта в 1978 году попала в издательство «Жалын», которое включило ее в тематический план на 1982 год. Представляете, на четыре года вперед! И эти годы надо было прожить, точнее, выжить и добраться до заветного 1982 года… 

На следующий год Руфь Мееровна написала положительную рецензию на эту рукопись, которая стала называться сборником стихов «Ночной поезд». В книжке была небольшая поэма о поезде, который проезжал каждый день мимо нашего села Красный Яр, от города Кокчетава до города Кустаная. И звук проходящего поезда я слышал чаще всего ночью, когда не спал, читал или писал. Писал я тогда каждый день по несколько стихотворений, многие из которых тут же сжигал, благо в доме была печка…