— Открывай счёт в моём банке, получишь выгодные кредиты, — предложил Нурсеит.
Такое же заманчивое предложение я получил от другого знакомого Нуржана, который открыл банк «Казкомерц». Кому отдаться? С кем разделить любовь к безналичному расчету?
В итоге я стал клиентом банка «Камкор».
После периода проверки и нескольких успешных операций Нурсеит вручил мне чековую книжку с тремя миллионами кредитных рублей.
— Лети в Москву и бери оптом товары народного потребления.
Я полетел. И попал на биржу. В Москве в те 1991-92 годы бирж развелось, как кроликов на ферме. Возможно, это была Московская Товарная Биржа, а возможно и биржа «Алиса», короче, какой-то павильон на ВДНХ. Я ходил по залу, тряся своей чековой книжкой, в поисках выгодного оптового товара, однако за безнал из КЗ никто продавать ходовой товар не хотел. Продавцы требовали налик. А тех, кто был готов продать за безнал тракторы, станки, запчасти, сырьё и прочие советские железяки хватало и в Казахстане. На второй день мне, наконец, повезло. Парень, продававший коньяк «Наполеон», показал сертификат, позвонил на фирму, долго советовался и, наконец, согласился принять оплату чеком, при условии самовывоза. «Ура! Самовывоз так самовывоз», — мысленно воскликнул я и выписал чек на всю партию — 3600 бутылок.
Другой рисковый продавец — симпатичная девушка убедила купить партию электронных устройств для уменьшения коррозии автомобилей. По её словам, если такую штучку размером с пачку сигарет подсоединить в «москвиче» или «жигулях», то никакая коррозия сто лет не страшна. Верилось с трудом, но против её больших и честных глаз я не устоял и выписал чек. Она тут же достала из-под стола полную сумку этих чудо-устройств и радостно всучила мне вместе с сумкой.
В Аэрофлоте оплату чеком транспортного самолёта принимать не хотели. Но отступать некуда — позади Москва. Пришлось скандалить, вызывать руководство… В конце концов, проклиная меня и заодно всех кооператоров, приняли.
Налика, кроме как на еду и проживание, у меня не было, точнее я не стал его брать, самонадеянно считая, что чековой книжки достаточно. Водителю фуры за транспортировку 600 коробок от склада до аэропорта и аэропортовским грузчикам — за погрузку в самолёт пришлось платить коньяком. Экипаж летчиков: командир, второй пилот и бортинженер, — увидев коробки с бутылками, быстро сообразили, что к чему, и начали пугать перегрузом, мол не взлетим, если не облегчим груз на несколько бутылок. Я по глупости начал спорить:
— У вашего АН-24 грузоподъёмность 5 тонн, а здесь и 4 тонны не наберётся.
— Самолёт старый, — возразил командир.
— Керосин хреновый залили, — сказал второй пилот.
Бортинженер послюнил палец и поводил им по воздуху:
— Да и ветер не туда дует, — добавил он задумчиво. — Полосы может не хватить.
Ну, понятно. Пришлось отдать. Довольные летчики закрепили груз специальной сеткой и ушли в кабину облегчать самолёт. Вернулся бортинженер и бросил мне одеяло:
— Замерзнешь. Полетим на высоте 5500.
Я взобрался наверх, на коробки под самый потолок. Грузовой хвостовой люк закрылся, стало темно, моторы загудели, самолет затрясло при разгоне… Вдруг тряска прекратилась… Взлетели?.. Ура!!!