ТОРЕГЕЛЬДЫ ТУЯКБАЕВ
Созбии – семистишия мудрости
Предисловие автора к книге Торе Рахман (Торегельды Туякбай). Письмена мудрости:Стихи и поэмы. М.: Восточный экспресс, 2021. – 184 с. – 500 экз
Уважаемый читатель!
Задуманное надо осуществлять!
В ваших руках книга, и это не дневник ежедневных поэтических размышлений, а итог многолетней вдумчивой работы автора, порой в полном одиночестве,
Эти мои многочисленные мысли, которые вдруг возникли, как было угодно великому Тенгри — создателю, выходят теперь к широкой публике, и словно глоток животворящего после дождя озона, являются следствием наших раздумий, навеянных независимостью страны и народа. Да не посчитает это Создатель лишним!
Если Тенгри-Создатель посчитает так,
А к казахам он всегда был щедр и добр!
О, Создатель, сначала ты явился Сам,
А потом уже возникли «Созбии» — слова мудрости –
Я не стал к ним добавлять ничего лишнего,
Не стал портить структуру лишним словом!
Без «Созбиев» как будто чего не хватало,
И здесь их сочинял не поэт, не жырау, не певец:
Искусство «масатчи» стало мне необходимо,
Искусством «масатчи я овладел изрядно!
Но, став «масатчи», я не изобрел то, чего не было,
Из простых слов родились они – слова мудрости – «Созбии»,
Вы, потомки поэтов-жырау, Салов, Сэров,
Кто они – «Масатши» — спросите вы? Что такое «Масат»?
«Масат» — это вот что:
М (матин) – текст;
А (адым) – шаг, размер;
С (саз-кюй) – мелодия;
А (айта билю) – умение сказать;
Т (тындай билю) – умение слышать, в том числе самого себя.
О, Создатель, и на эти слова я потратил свое время!
Матин – это есть «созбии» — слова мудрости,
Но не царь слова, а скорее – стихи!
Будем, как «Созбии», стоять на своем,
Дальше их распространить – ваше право.
Адым – я вам скажу, это движение в такт,
Свободу надо подчинить времени,
Или же отмерить время словами,
Подчинить слова твоему умению навсегда.
Саз-куйи – это мелодия «Созбиев»,
О том, как они слышатся, никого не спрашивал:
Оба они – дети одной матери,
Невозможно отделить одно от другого,
И без мелодии слова теряют суть и ценность.
Айта билю – умение сказать, давняя мечта человека,
А все остальное было несущественно,
Пусть скажет! – есть у казахов такой обычай,
Сердцем своим восприми смелость мою!
Тындай билю – это умение слушать,
Кто услышал, тот тут же впадает в транс,
Сердце его может увести далеко,
И тогда он сам может стать «масатшы»:
И станет хозяином других услышавших.
«Созбии» — не дают волю словесным потокам,
Чтобы дать ответ – форма очень краткая.
У «Созбиев», кстати, не может быть цены,
То, что схватишь за подол – не станет воротником:
Стал «масатши», пусть поддержат степи сыны,
Что вы теперь скажете – старший брат?
*Жырау – средневековой поэт.
**Сал – народные поэты конца 19 века.
***Сэрэ – народные поэты конца 19 века.
ДЕВЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ СЛОВО
Не улетел на крылах,
С сожаленьем, удаляюсь вдаль,
Терпенья моего не хватило, а жаль!
Но не сошлись краски,
Друг к другу не подошли,
Живу без ласки,
Сердцу холодно, люди ж не помогли!
* * *
Сердцу холодно,
Идет откуда-то этот холод,
Не подошли краски, а я уже не молод!
Терпение кончилось,
Что же мне делать – окоченело,
Я удаляюсь, этой ночью
К сожалению птица та улетела.