В древнем Турфане

Исмаилжан Иминов

Автомобиль буквально «летел» из Урумчи в Турфан. Дорога хорошая, по ней приятно ехать. Мы приближались к городу. Я и не думал, что так быстро попаду в этот древний город. Турсунай адя, которая рано утром пришла к нам в гостиницу «Сиюи» в Урумчи, спросила меня:

– Что бы вы хотели посмотреть в Урумчи?

– Урумчи – это, конечно, современный город, в нём много высотных зданий. Таких городов, наверное, я видел немало, но рядом, всего в 180 километрах от Урумчи, находится древний Турфан. Я хотел бы, если это возможно, побывать в этом городе.

– Вам повезло, Исмаилжан, сегодня свободен от работы, отдыхает мой сын Бахтияр. Вот он и свозит вас в Турфан, –  с улыбкой сказала женщина.

С Турсунай мы познакомились сегодня, она близкая подруга нашей алматинской сватьи. Ей пятьдесят пять лет, она уже на пенсии, но выглядит намного моложе. Турсунай родилась и выросла в Урумчи, свободно владеет уйгурским и китайским языками, прекрасно знает историю и географию родного края. Женщина многие годы работала корреспондентом на телевидении и радио в Урумчи. Её очень интересно слушать, когда она с юмором рассказывает об особенностях уйгурского языка или быта того или иного района. В конце 80-х годов она впервые посетила Алма-Ату, здесь приобрела друзей, полюбила нашу южную столицу. Друзья ездят к ней в Урумчи, она же почти ежегодно бывает в Казахстане. Образованная, общительная, она часами может говорить о родном крае. «Город Турфан находится в северной части Турфанской впадины, у южного подножия гор. Это самый низкий участок суши на земле, и это вторая по глубине впадина после Мертвого моря. Впадина окружена горами Восточного Тянь-Шаня, рядом находится пустыня Такла-Макан. Длина впадины около 100 километров, ширина – 50 километров, –  рассказывает Турсунай. – Это одно из самых жарких мест в мире. Сейчас узнаем, какая сегодня температура в этом городе», – продолжала она.

У женщины два сына. Младший – режиссёр, работает на киностудии в Урумчи. Старший, 34-летний Бахтияр, выпускник медицинского университета, работает хирургом-травматологом в одной из больниц города. Вот он и везет нас в Турфан. С нами вместе и впервые едет в этот город трехлетний сын Бахтияра – Камран. Дорогу автомобиль осилил быстро, примерно за два часа. В пути мы видели сотни ветряных генераторов, которые вырабатывают электрическую энергию. Их очень много, не пересчитать. «Здесь даже сильные ветра, которые дуют постоянно, приносят пользу», – удивляется моя жена Арзугуль.

Мы проехали мимо знаменитого озера Айдын. Это самое глубокое место в Турфанской впадине. Дно озера лежит на глубине почти 155-ти метров ниже уровня моря. Озеро небольшое, всего 22 кв. километра, глубина его около 1 метра, но в нём содержится гигантское количество соли.

При въезде в город Турфан мы заметили небольшие нефтяные вышки. «Здесь много месторождений углеводородов, добывают нефть и газ», – объясняет Турсунай.

Автомобиль въехал в город. В машине было прохладно, работал кондиционер, но я с ужасом заметил, что наружная температура плюс 47 градусов! Мы вышли из машины, жара была страшная, изнурительная. Мне показалось, что я нахожусь в парилке русской бани. Но это, к счастью, было только первое впечатление. Воздух здесь сухой, и жару переносишь легче, чем у нас в Алматы. Вскоре я почти не замечал жару и начал знакомство с городом.